ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

НАБОР И НАЧАЛО СЛУЖБЫ
[indent] Набор в военно-королевский флот Великобритании осуществляется на добровольных условиях (узаконена так же и принудительная вербовка, но практически таковая применялась лишь с начала XVII по конец XVIII вв.). Как правило, служить во флоте начинали юноши от восьми до двенадцати лет. Хотя конкретных ограничений не существовало, и бывали случаи, когда на корабли попадали юноши возрастом от пятнадцати до семнадцати лет.
[indent] Для выходцев из состоятельных семей существовала академия военно-морского флота в Дартмуте. Срок обучения составлял 2 года. И если до появления броненосцев, предпочтения отдавалось практическому опыту (то бишь, как состоятельные семьи, так и выходцы из бедных слоев общества, могли сразу рекрутироваться на службу, минуя получение специального образования), начиная с середины XIX века, теоретические навыки и знания приобретают уже более существенный вес. Хотя, разумеется, позволить себе обучение, по-прежнему могут лишь обеспеченные слои общества.
[indent] Следует четко различать «джентльменов» (выходцев из знатных семей) и «неджентльменов» (выходцев из рабочих семей или разночинцев), ибо права и обязанности у них были совершенно разные. Мальчишки-«неджентльмены», пришедшие на корабли, изначально получали должности юнг, или мальчиков . Юнга на борту был самым низшим звеном. Он был слугой, помогал коку в столовой, занимался мытьем посуды, штопаньем мундиров и тому подобное. В бою юнги исполняли роль «пороховых обезьян», то есть рассыпали по мешочкам порох для орудий под надзором вышестоящих моряков и подносили картузы с порохом к орудиям. Юнги-«джентльмены» были, скорее, учениками, проходящими производственную практику на корабле, чтобы, набравшись опыта, стать мичманами. Они, естественно, не использовались как слуги, в плавании чаще всего находились на верхней палубе вместе с мичманами, учились работе с астролябией и хронометром. А в бою могли даже командовать орудийным расчетом.
[indent] Основной причиной большого притока добровольцев, разумеется, были условия. Несмотря на очень строгие порядки и жесткую дисциплину, зарплата даже нижних чинов в британском флоте считалась достаточно высокой. Помимо этого имелось хорошее социальное обеспечения и всевозможные льготы. Это и еда за государственный счет, и бесплатное лечение в морском госпитале, в случае увечий. Ну и нельзя забывать о некотором романтизме, с которым у многих ассоциировалось море. Конечно, морская жизнь была далека от подобных представлений. Это был тяжкий и опасный труд. Даже несмотря на то, что викторианская эпоха не отличалась изобилием масштабных морских сражений.

ПРОДВИЖЕНИЕ И СИСТЕМА ЗВАНИЙ
[indent] В королевском флоте следует различать понятия «должность» и «звание». Офицеры и моряки одного и того же звания или ранга, могли занимать абсолютно разные должности.
[indent] Продвижения в королевском флоте XVIII и XIX века варьировались в зависимости от статуса моряка, о котором идет речь. На более низких уровнях большинство неопытных моряков начинали в ранге «лэндсмен». Те, кто присоединился к кораблям в очень молодом возрасте, как оговаривалось выше, обычно вводились в состав флота в качестве юнги или слуг офицеров (мальчиков). После года, проведенного в море, «лэндсмены» обычно переходили в ранг рядовых моряков. Еще три года практики позволяли моряку стать матросом. Они уже могли нести вахту, стоять за штурвалом, проводить под руководством плотника или боцмана ремонтные работы. Из них набирались такие категории, как команда плотника, орудийная обслуга, ответственные за содержание четверки пушек. В принципе при наличии усердия к службе, везения и обучаемости «лэндсмен» мог дослужиться до офицерских должностей – это, в зависимости от специализации, плотник, боцман или комендор. Именно эти должности на уровне уоррент-офицера, составляли элиту «нижней палубы», являясь младшими офицерскими должностями. Помимо всего прочего, данные должности относились к разряду «постоянных» - то бишь это офицеры, которые оставались на судне во время стоянок или технического обслуживания. Они высоко ценились даже со стороны своих знатных сослуживцев, благодаря навыкам и опыту.
[indent] Дальнейших возможностей продвижения, для выходцев из обычных семей, без образования, было совсем немного. И все они, так или иначе, были связаны с должностью мастера, для получения которой нужно было пройти специальные экзамены и комиссию. В дальнейшем моряк уже мог претендовать на звание лейтенанта. К концу XIX века такая практика начала распространяться чаще, ведь с появлением броненосцев, в первую очередь, ценились навыки моряков, а не их происхождение.
[indent] Юнги-«джентльмены» чаще всего сразу становились помощниками мичманов, а потом – мичманами, то есть их карьера шла гораздо быстрее, чем у обычных обитателей нижней палубы. Как правило, выслуга лет мичмана должна была составлять три года прежде, чем он мог попробовать сдать экзамен на звание младшего лейтенанта. Получалось это далеко не всегда. Истории известны и пожилые мичманы, так и не сумевшие продвинуться дальше. Помимо этого, мичманы, которые потеряли надежду на лейтенантский патент или предпочитали синицу в руках журавлю в небе, могли стать мастерами.
[indent] Отдельной ступенькой являлись уоррент-офицеры - или «патентные офицеры». Эта категория офицеров британского флота включала в себя специалистов, весьма значительно разнящихся между собой как по положению во флотской иерархии, так и по выполняемым функциям. Общим для них было то, что они получали патент (warrant) на право занятия должности от Совета адмиралтейства. Каждый из них руководил соответствующим подразделением, или службой. К уоррент-офицерам относились: мастер, хирург, капеллан, мастер над оружием, баталер, хирург, боцман, плотник, главный комендор, преподаватель, младший лейтенант (состав зависит от размеров судна).
[indent] В случае освобождения должности командира корабля, и обязательно с одобрения Адмиралтейства, лейтенант мог получить звание капитана, или официально, полный капитан (англ. Post-Captain). Типичными поводами для производства были: смерть вышестоящего офицера; постройка нового корабля; захват приза и взятие его в британскую службу. Все они сопровождались продвижениями во флотском списке.
[indent] Адмирал командовал эскадрой или флотом, например, таким как Средиземноморский флот. Он подчинялся непосредственно Совету Адмиралтейства (им же и назначался) и отвечал как за все свои корабли и все, что на них происходило, так и за ведение кампании в своей зоне. Если нужно, он представлял корону перед другими государствами по военным вопросам, а в отсутствие послов и посланников, и по дипломатическим. Самым младшим было звание контр-адмирала, затем шел вице-адмирал, затем адмирал. Долгое время существовали градации внутри адмиральских званий по цвету (эскадре). Но начиная с 1815 года градации были отменены. С 1864 года все корабли Королевского флота несут одинаковый кормовой флаг: белый.
ИЗОБРАЖЕНИЯ: "ПРИМЕРЫ УНИФОРМ"
Офицерский состав

Моряки


СОВЕТ АДМИРАЛТЕЙСТВА
[indent] Совет Адмиралтейства был создан в 1628 году для оперативного (военного) управления флотом. Административное управление (строительство, снабжение, кадры) осуществлялось военно-морским советом. Однако в 1832 году совет был упразднен, и все функции управления перешли к Совету Адмиралтейства, членами которого являлись как военные офицеры, так и гражданские лица. Обязанности и функции на них возлагались Первым лордом и были определены в протоколе Правления. Время от времен обязанности, функции, как и количество членом совета, менялись, но общая система была неизменной вплоть до XX века.
[indent] Первый Лорд Адмиралтейства. Член кабинета министров, является политическим руководителем военно-морского флота. После 1806 года Первым лордом Адмиралтейства всегда назначалось гражданское лицо.
[indent] Первый Морской Лорд Адмиралтейства. Руководил морской стратегией в военное время, отвечал за планирование, операции, разведку, распределение внутри флота, его боеспособность. Должность занимает военный офицер.
[indent] Второй Морской Лорд Адмиралтейства. Отвечал за комплектование, мобилизацию и другие вопросы, связанные с персоналом Королевского флота. Должность занимает военный офицер.
[indent] Третий Морской Лорд Адмиралтейства или контролер военно-морского флота. Отвечал за кораблестроение и строительство, материалы, проектирование кораблей. Должность занимает военный офицер, званием от капитана и выше.
[indent] Парламентский секретарь Адмиралтейства (до 1970 года Первый секретарь адмиралтейства). Отвечал за подготовки смет, за финансы военно-морского флота в целом. Должность занимает гражданское лицо.
[indent] Второй секретарь Адмиралтейства. Был ответственен перед Первым Лордом за внутреннюю экономику Адмиралтейства, учет расходов всего военно-морского флота. В его обязанности так же входило изучение экономической целесообразности тех или иных решений всех ответвлений флота, поиск возможности экономии там, где это возможно. Должность занимает гражданское лицо.
[indent] Гражданский Лорд Адмиралтейства и Второй Гражданский Лорд Адмиралтейства. Отвечали за вспомогательный гражданский персонал Королевского флота, за продвижения по службе, перевод профессиональных офицеров и рабочих в верфи.

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРИМЕРЫ КОРАБЛЕЙ
[indent] Паровыми двигателями специалисты военно-морского флота Великобритании заинтересовались еще в начале XIX века, поскольку такой двигатель мог бы решить ряд проблем при плавании в прибрежных водах. Первым боевым кораблем с паровым двигателем стал «Comet», заступивший на службу в 1821 году, а в 1824 году «Lightning» участвовал в экспедиции в Алжир. Количество паровых судов росло в 1830-е и 1840-е, причем это были преимущественно колесные пароходофрегаты. Пароходофрегаты с винтовыми двигателями были представлены в 1830-е годы, после чего были приняты на вооружение британского флота. В 1850-е годы оснащение линейных кораблей и фрегатов паровыми двигателями велось большими темпами — речь шла как о переделке уже имевшихся парусных судов, так и о строительстве кораблей с уже готовой паровой установкой. Впрочем, совершать длинные переходы, используя исключительно паровой двигатель, кораблям пока было не по силам, и паровой двигатель использовался только во время боя. Паровая машина тройного расширения, которая была гораздо эффективнее предыдущих паровых машин, была представлена впервые в 1881 году.
[indent] В 1860 году у Великобритании появился первый броненосец — «Warrior». В рамках программы развития флота, реализованной в 1860-е годы, британцы построили большое количество броненосцев, затмив в 1870-е годы французов по качествам своих броненосных кораблей. С 1867 года на вооружение стали поступать орудия, чьи снаряды пробивали броню броненосцев первого поколения (только с короткого расстояния и под определенным углом). Сразу же броня кораблей выросла, что привело к очередной гонке вооружений и созданию новых крупнокалиберных орудий с большей пробивной мощью. В 1820 году впервые был представлен разрывной снаряд.
[indent] Необходимость сочетать высокий надводный борт с парусами означала, что у кораблей была слабая огневая мощь. Настоящей плавучей крепостью, решившей многие проблемы, стал «Devastation», у которого объем бункера (угольного склада) был достаточно большой, а в орудийных башнях размещались орудия общей массой 35 тонн. Вскоре начались испытания в опытных бассейнах, а на кораблях были установлены первые механические вычислительные устройства с функциями дальномеров. В 1870-е годы на вооружение заступили торпеды, и первым кораблем, официально применившим торпеды в бою, стал «Shah». Так появились миноносцы и эскадренные миноносцы (позднее названные просто эсминцы).
HMS Девастейшн, 1871 Габариты: длина - 93,6 м., ширина - 19,0 м., углубление 8,0 м.; Вооружение: четыре 305-мм дульнозарядных орудия; Скорость хода: 13,8 узлов максимальная, 10 узлов крейсерская; Экипаж: 358 человек. | HMS Инфлексибл, 1881 Габариты: длина - 97,6 м., ширина - 22,9 м., углубление - 8,1 м.; Вооружение: четыре 406-мм орудия, шесть 20-фунтовых пушек, 2 подводных торпедных аппарата; Скорость хода: 14,73 узла, 6 узлов (под парусами); Экипаж: 440 человек. |

| 
|
HMS Александра, 1875 Габариты: длина - 104,9 м., ширина - 19,5 м., углубление 8,0 м.; Вооружение: два 280-мм и десять 254-мм дульнозарядных нарезных орудий; Скорость хода: 15,1 узла, 6 узлов (под парусами); Экипаж: 674 человека. | HMS Аякс, 1880 Габариты: длина - 85,4 м., ширина - 20,1 м., макс. углубление - 7,3 м.; Вооружение: четыре 317-мм, два 152-мм орудия и 21 мелкая пушка; Скорость хода: 13 узлов; Экипаж: 345 человек. |

| 
|

КОНФЛИКТЫ И КАМПАНИИ
[indent] Первым серьезным конфликтом во второй половине XIX века, с участием британского военного флота, стала Крымская война. В Черном море действовали 150 транспортных кораблей и 13 боевых кораблей под командованием адмирала Джеймса Дандаса и контр-адмирала Эдмунда Лайонса: значительную часть британских судов составляли паровые корабли. Черноморский флот России не был способен оказать серьезное сопротивление первым броненосным судам, поэтому был затоплен. В ходе Крымской войны британцы испытали и новые образцы снарядов для корабельных орудий (в основном различные бомбы и разрывные снаряды, которые легко уничтожали деревянный корпус корабля), что легло в основу концепции будущих броненосцев. Война выявила необходимость в постоянной подготовке моряков, а также регулярной практике прогноза погоды (14 ноября 1854 года разразившаяся буря привела к гибели ряда британских судов).
[indent] Еще одним противником Великобритании того периода стал Китай, который не позволял британцам вторгаться на его внутренний рынок. В 1839 году китайцы официально запретили ввоз опиума из Индии, несмотря на возражения Великобритании. Британцы организовали блокаду Гуанчжоу, которая привела вскоре к Первой опиумной войне, закончившейся разгромом китайцев в 1842 году и принятием Китаем британских требований об открытии рынка для других стран. В 1856 году британцы, пользуясь поводом, развязали Вторую опиумную войну, чтобы усилить давление на Китай и получить право неограниченной торговли опиумом. В 1857 году британцами был взят Гуанчжоу, в 1860 году - Пекин, а по итогам подписанного мира британцы признали право на морскую базу в Гонконге и строительство базы в Гуанчжоу.
[indent] В 1864 году обстрел японского города Кагосима вынудил Японию отказаться от политики изоляции и открыть свой рынок для иностранных торговцев. Во время русско-турецкой войны британская эскадра под командованием адмирала Джеффри Фиппса Горнби вошла в бухту Стамбула, чтобы предотвратить его захват русскими войсками. Единственным последующим крупным событием с участием британского флота стала лишь бомбардировка Александрии в 1882 году, целью которой являлось установление контроля над Суэцким каналом.

источники:
https://en.wikipedia.org/
http://battleships.spb.ru/
https://warspot.ru/
https://dawlishchronicles.com/