викторианские технологии
ВЕК ПАРОХОДОВ
[indent] Пароход имеет долгую историю, и первые упоминания о нем относятся совсем не к Англии. Еще в 1783 году маркиз Клод Жоффруа д'Аббан проплыл на своей маленькой лодке под названием «Пироскаф» через Сону, во Франции. Судно приводилось в движение горизонтальной одноцилиндровой паровой машиной двойного действия, вращавшей два гребных колеса, расположенных по бортам. Первое же пересечение Атлантики с помощью паровых технологий произошло в 1819 году, когда американское судно «Саванна» отплыло из Джорджии в Ливерпуль, путешествие заняло почти 30 суток. К 1833 году на переход через Атлантику требовалось уже 22 дня, а пароходы начали действовать на основных торговых маршрутах: в Индию, Южную Африку и Австралию. 1830-е годы были также отмечены основанием двух крупных судоходных линий: британской и американской. Первое судно британской компании получило гордое название «Великий Запад».
[indent] В апреле 1838 года «Великий Запад» отправился из Бристоля в Нью-Йорк, и добрался до места назначения за 14 дней и 12 часов, установив рекорд. Это был самый быстрый трансатлантический переход на пассажирских судах. За свое достижение «Великий Запад» получил почетный приз «Голубая лента Атлантики» (присуждаете океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики). Конкуренция обострилась благодаря созданию Сэмюэлем Кунардом новой судоходной компании. В июле 1840 года его первый корабль, «Британия», пересек Атлантику за 11 дней и 4 часа.
[indent] В 1854 году на Темзе в восточном Лондоне известный британский инженер Изамбард Брюнель начал работу над созданием парохода «Великий Восток» для компании «Истерн Компани». Предназначенный для перевозки 4000 пассажиров и достаточного количества угля для плавания в Австралию без дозаправки в пути, корабль имел длину 693 фута, ширину 120 футов и весил более 18 900 тонн. Прежде мир не видел корабля подобных масштабов. Рекорды масштаба, установленные «Великим Востоком», были окончательно побиты только в начале XX века, такими знаменитыми суперлайнерами как «Лузитания» и «Титаник».
[indent] Новые технологии способствовали развитию судоходства во всех направлениях: путешествия, торговля, почта и коммуникации. Во многом, стечением времени, именно от быстрых, регулярных и надежных пароходных судов начала зависеть успешная эксплуатация и техническое обслуживание расширяющейся торговой империи. Потому британское правительство активно спонсировало разработку и обслуживание кораблей, а так же расходы на их строительство и переоборудование. Основной же функцией Королевского военного флота в викторианской Великобритании стала защита торговых путей и их баз снабжения, которые были разбросаны по всему миру.
[indent]Известные судоходные компании: «Cunard Line», «White Star Line», «Leyland Line», «Harland and Wolff» (крупнейшая судостроительная верфь), «Inman Line», «Pacific Steam Navigation Company».
БУМ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
[indent] Как и пароход, железная дорога предшествует викторианской эпохе. Начало современной железнодорожной эпохи обычно отмечается открытием в 1825 году линии Стоктон-Дарлингтон. Следовали и другие, в основном местные линии, наиболее важной из которых был Ливерпуль-Манчестер 1830 года. Первые междугородние линии были открыты в первые годы правления королевы Виктории, в Лондоне и Бирмингеме в 1838 году.
[indent] К 1845 году было открыто 2441 миль железной дороги и перевезено 30 миллионов пассажиров. [float=left][/float]Железные дороги, предлагающие новые возможности для путешествий и коммерции, а также разрушающие социальные барьеры, сразу же стали популярными. Их, популярность поддерживалась парламентскими актами, которые гарантировали, что поезда соответствуют стандартам скорости и комфорта и предлагают тарифы, которые были доступны практически для всех. Распространение железных дорог также привело к ограничению времени по всей Великобритании. Экскурсии и однодневные поездки, особенно на море, стали привычной частью общественной жизни граждан страны. В 1851 году многие из шести миллионов посетителей Всемирной выставки отправились на поезде в Лондон на обзорные экскурсии. Королева Виктория совершила свое первое путешествие на поезде 13 июня 1842 года, а затем стала постоянным пользователем железнодорожной сети.
[indent] Расширение железнодорожной сети было быстрым и непрерывным. К 1900 году использовалось 18680 миль, перевозилось более 1100 миллионов пассажиров, а также огромное количество грузов. С 1852 года перевозка грузов обеспечивала железнодорожным компаниям основную часть их доходов. Стандарты безопасности, вначале почти не существовавшие, постепенно улучшались с развитием технологий сигнализации и транспортных средств. К концу века поезда ходили регулярно и с полной безопасностью на скоростях, превышающих 70 миль в час. Комфорт тоже улучшился. Первые туалеты появились в семейных салонах в 1860-х годах, первые полноценные спальные вагоны были введены в 1873 году, а вагоны-рестораны начали использоваться с 1879 года.
[indent] Почти вся Англия была покрыта разветвленной сетью железных дорог уже к 1870 году, к тому времени так же уже существовали и все известные вокзалы: Юстон, Ватерлоо, Сент-Панкрас, Паддингтон, Кингс-Кросс. [float=right][/float]Не всем нравилось подобное новшество. Линия от Гринвича до Лондонского моста была проложена на высоких опорах, пассажирам открывался вид на обшарпанные фасады и грязные задворки жалких лачуг. Из-за строительства вокзалов Юстон, Сент-Панкрас и Кингс-Кросс были снесены бедные кварталы, обитатели которых и так с трудом сводили концы с концами. Их выселяли без какой-либо компенсации и предоставления нового жилья. Строительство вокзала Виктория вызвало проблему иного рода. Жители расположенного поблизости района Белгравия не собирались терпеть шум и грязь от поездов и добились того, чтобы к вокзалу был пристроен крытый подъезд из чугуна и стекла длиной почти в полмили, что обеспечивало спокойствие обитателям близлежащих особняков, а вот пассажирам приходилось терпеть ужасный грохот.
[indent] В 1847 году наибольший доход поступал от продажи билетов второго класса (24%), далее следовал первый класс (20%), на третий класс приходилось всего 15%.
МЕТРОПОЛИТЕН
[indent] В 1818 году французский инженер Марк Брюнель изобрел проходческий щит, с помощью которого в период 1825-1843 гг. был построен первый в мире тоннель, проложенный под водоемом в мягком грунте. Ширина тоннеля под Темзой составляла 11 метров, высота — 6 метров. Поначалу он использовался как пешеходный, но в дальнейшем его приобрела ассоциация ELR, в которую входили шесть железнодорожных компаний. Через тоннель стали ходить грузовые и пассажирские поезда.
[indent] Необходимость в подземном транспорте обуславливалась ростом населения Лондона, из-за чего на улицах столицы империи складывалась весьма сложная транспортная ситуация. Единственным видом общественного транспорта на тот момент являлись омнибусы, связывающие Паддингтон с Сити. Основная же часть пассажиропотока приходилась на частных извозчиков. Так как все железнодорожные вокзалы находились за пределами Сити, а продлить железнодорожные пути ближе к центру было запрещено из-за опасений, что вибрации могут повредить исторические здания, на и без того загруженных центральных улицах стали возникать заторы.
[indent] В 1855 году парламентским актом было утверждено строительство подземной железной дороги, названной «Метрополитен рейлуэй». Согласно проекту, она должна была связать вокзалы Паддингтон и Кингс-Кросс со станцией Фаррингдон. Финансовую поддержку проекту оказала компания «Great Western Railway», она же взялась за проектирование специального подвижного состава для новой подземной железной дороги. Первая линия лондонского метрополитена - «Метрополитен» открылась 10 января 1863 года. Поездки первых пассажиров нового транспорта вряд ли можно было назвать комфортными: окна в вагонах с газовым освещением отсутствовали, составы ездили на угле, вентиляции оставляла желать лучшего. Вопреки всем недостаткам, жители Лондона быстро оценили удобство подземного транспорта: только в первый день работы линия, состоявшая из семи станций, перевезла более 30 тысяч пассажиров. В первый год число пассажиров составило 9,5 миллиона, а в следующем году их число увеличилось до 12 миллионов. Этот успех побудил многие новые компании ходатайствовать перед Парламентом о новых подземных железных дорогах, и вскоре открылась вторая линия - Дистрикт.
[indent] В течение последующих нескольких лет, до конца ХIХ века, будут построены и введены в эксплуатацию и другие линии, от различных железнодорожных компаний, в том числе Кольцевая линия (1884), Северная (1890) и линия Ватерлоо (1898).
СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИЙ
[indent] Вплоть до середины XIX века единственным средством сообщения между европейским континентом и Англией, между Америкой и Европой, между Европой и колониями оставалась пароходная почта. О происшествиях и событиях в других странах люди узнавали с опозданием на целые недели, а порой и месяцы. Например, известия из Европы в Америку доставлялись через две недели, и это был еще не самый долгий срок. Поэтому создание телеграфа отвечало самым настоятельным потребностям человечества.
[indent] Идея общения через электричество восходит к XVIII веку, но именно понимание электромагнетизма 1820-х годов дало этой идее практическую реальность. В 1837 году Уильям Кук и Чарльз Уитстон разработали электрический телеграф, который использовал электрический ток для перемещения магнитных стрелок и, таким образом, передавал сообщения в коде. Первая действующая телеграфная система связала станцию Юстон и город Камден, и оттуда она распространилась по всей железнодорожной линии, используемой как для передачи сообщений, так и для обеспечения сигнализацией. Технология телеграфа быстро расширялась, что сделало возможным массовые коммуникации, как в национальном, так и в глобальном масштабе.
[indent] В 1866 году огромный корабль Брюнеля, «Великий Восток» (см. раздел «Пароходы»), проложил прочный телеграфный кабель через Атлантику. Глобальная сеть быстро распространилась, и многие страны создали свои собственные сети и системы. Колониальные, военные и коммерческие преимущества и выгоды были быстро оценены. К 1878 году Великобритания построила две сухопутные и одну морскую телеграфную связь с Индией - первая часть сети, которая к концу века достигла почти каждого уголка мира. С телеграфом, но гораздо более практичным изобретением для личного пользования, появился и телефон, случайно разработанный Александром Беллом и его лаборантом Томасом Уотсоном. Ученые экспериментировали с двумя пружинами, которые были соединены длинным куском провода. Они надеялись, что движение одной пружины приведет к движению другой, но вместо этого звук этого движения распространился по проволоке. Продолжение работы над изобретением означало, что голоса в конечном итоге тоже могли пройти через эти провода. Первые слова, произнесенные Беллом по телефону, были: «Уотсон, иди сюда, я хочу увидеть тебя». В дальнейшем Белл посетил Осборн-хаус на острове Уайт в январе 1878 года, чтобы показать королеве Виктории свое изобретение. К 1887 году в Великобритании использовалось уже около 26 000 телефонов (и 150 000 в Соединенных Штатах).