Pax Britannica

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Pax Britannica » The London library » Викторианское общество


Викторианское общество

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

[html]<center>
<div class="new_theme"><div class="new_title">Викторианское общество</div>
    <div class="new_body">

<center><div class="ocnova1" style="font-size: 11px;">"Каждый человек ведёт себя искусственно — это же совершенно естественно!" (с) Г. Штейнхаус</div> <br>Вся жизнь поданного Британской империи с момента рождения и до смерти сопровождается незыблемыми традициями и обрядами, которые отчасти и формируют викторианскую мораль, искусство и литературу. Шикарные балы и скромное чаепитие, нормы поведения и весьма противоречивая мораль. Хотя, очевидно, что различия между классами способствовали различию и в образе жизни, отношении к тем или иным традициям, принципам, их следованию. Вот уж действительно, время разнообразия и лицемерия.
<br><br>Содержание раздела:<br>➯ <a href="https://mysteriousalbion.rusff.me/viewtopic.php?id=162#p2873">общие черты;</a> <br>➯ <a href="https://mysteriousalbion.rusff.me/viewtopic.php?id=162#p2874">обыденные традиции;</a><br>➯ <a href="https://mysteriousalbion.rusff.me/viewtopic.php?id=162#p2875">досуг и развлечения;</a><br>➯ <a href="https://mysteriousalbion.rusff.me/viewtopic.php?id=162#p2876">место женщины.</a></center><br>
</div></div></center>[/html]

0

2

общие черты
https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВИКТОРИАНСКОЙ МОРАЛИ
[indent] В период правления королевы Виктории происходят коренные изменения в общественном сознании - усиливается влияние пуританства. Главной ценностью в жизни для королевы была ее семья. После смерти своего мужа - Альберта, Виктория до конца своих дней скорбела о нем, нося черное траурное платье. Она задала тон всей Англии. Каждая девушка и каждая женщина хотела стать похожей на королеву Викторию. Однако эта мораль имела и обратную сторону. В 1840-1870 годах примерно 40% женщин оставались незамужними. И причина скрывалась именно в моральных ценностях. Понятие мезальянса в Старой Англии было доведено до настоящего абсурда. К примеру, дочери дворецкого нельзя было выходить замуж за парня, у которого социальный статус был ниже, чем у нее. Общество бы не приняло такого поступка и осуждало как женщину, так и ее детей. В то же время, сельский лавочник не мог выдать свою дочь за сына дворецкого, служащего у местного лендлорда, так как дворецкий, на социальной лестнице выше лавочника.
[indent] Явные признаки влюбленности между мужчиной и женщиной категорически возбранялись. На термин «любовь» накладывалось табу в приличном обществе. Граница в объяснениях были фраза: «Могу ли я надеяться?» и отзыв «Я должна подумать». Ухаживания носили публичный характер, они состояли из ритуальных бесед, символических жестов. Примером такого ухаживания было разрешение мужчине нести молитвенник девушки во время воскресного богослужения.
[indent] Мужчины и женщины должны были забыть, что у них есть тело. Даже отдаленные речевые намеки на что-либо из этой области – исключались. Единственными участками поверхности тела, которые разрешалось открывать, были кисти рук и лицо. Женские платья тоже были глухие, закрытые, скрывавшие фигуру, с кружевными воротничками до ушей, оборками, рюшами и буфами. Пуговицы допускались лишь на верхней одежде. Вышедший на улицу мужчина без высокого стоячего воротничка и галстука, а женщина без перчаток и шляпки – считались голыми.
[indent] Основными принципами, коих должен придерживаться любой достойный и приличный человек, считались следующие:
❁ Чувство долга и трудолюбие;
❁ Респектабельность: смесь морали, строгости и приспособления к общественным стандартам (обладание хорошими манерами, владение хорошим домом, регулярное посещение церкви и благотворительность), именно она отделяла средний класс от низшего;
❁ Благотворительность и филантропия: занятия, привлекавшие многих состоятельных людей, особенно женщин.
[indent] Такая мораль царила преимущественно в среднем классе. Высшая аристократия жила по своему усмотрению, своим нравам, что же касается низов английского общества, то они зачастую не имели представления о том, что творится наверху.
[indent] Правление королевы Виктории кардинально изменило представление о моральных нравах в английском обществе. Девизом королевы стала фраза: «Британия — превыше всего! Долг и семья священны!».

https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
[indent] Нравственный уклад викторианской Англии был одним из наиболее строгих в Европе XIX столетия, но одновременно и едва ли не самым лицемерным и фальшивым.
[indent] Правила поведения и мораль были очень жесткими, и их нарушения сильно осуждались. В семьях и учебных заведениях были чрезвычайно распространены тяжкие телесные наказания. Такие явления, как жеманство и излишняя умеренность, подавление считаются важными и очень распространенными чертами. При этом существовали некоторые нестыковки и противоречия, особенно в том, что касалось женщин и детей. 5-6 летние дети, работавшие на шахтах, к примеру, проводили целые дни в подземных тоннелях, закрывая и открывая двери. А детский труд на фабриках был обычным явлением также в других странах Европы и Америки. С другой стороны, дети людей, принадлежавших к среднему и высшему классам, считались милыми невинными малышами, которых необходимо хранить в неведении касательно внешнего мира и его реалий. А беременным женщинам из рабочего класса, например, иногда приходилось самим катать тяжелые телеги по рельсам в шахтах. Хотя позже  это было законодательно запрещено.
[indent] Для обеспечения пристойности было изобретено множество условностей и приспособлений (противомастурбационные приспособления, купальная машина). Приличным девушкам предписывалось соблюдать девственность не только физическую, но и «нравственную»: им не полагалось ничего знать о половом акте и деторождении. Таким образом, массовое сознание диктовало представлять себе типичную викторианскую невесту из среднего класса как девушку, не подозревающую о том, что ее ждет в первую брачную ночь, считается так же, что столкновение с подобным опытом могло быть травматичным. Однако викторианское общество знало, что и мужчины и женщины могут получать удовольствие от копуляции.
[indent] Вездесущий принцип скромности так же соблюдался далеко не всегда. Например, часто представляется, что,  в соблюдении той самой скромности, отправляясь купаться, люди викторианской эпохи использовали купальную машину. Но, несмотря на существование таких машин в этот период все еще можно было увидеть людей, купающихся обнаженными. Да и сама королева Виктория любила рисовать и коллекционировать изображения обнаженной мужской натуры и один из таких рисунков она даже подарила своему мужу.
[indent] О чувствах и эмоциях все же писали и говорили, но в основном языком цветов. Хотя имели хождение настоящие эротические и порнографические литературные произведения вроде «My Secret Life». Существовал даже порножурнал «The Pearl», который вскоре издали в виде книги. Была развита проституция (по некоторым данными, около 80 000 проституток работали в одном только Лондоне). Притом количество публичных домов, открытых в конце XIX - начале XX века в столице, било всевозможные рекорды. На каждые 60 домов приходился один бордель. Разумеется, большинство взрослых людей прекрасно знали о существовании такого рода развлечений. Однако фривольные тексты и занятия совершенно не интересовали приличное общество, покуда его члены наслаждались всем этим незаметно для окружающих.
[indent] Негласный викторианский кодекс поведения являл собой декларацию всех мыслимых добродетелей. Трудолюбие, пунктуальность, умеренность, хозяйственность, филантропию. Но, в тоже время, он требовал не отсутствия у человека грехов – главное, чтобы о них никому не было известно. Иными словами, под богобоязненной маской скрывались все мыслимые и немыслимые пороки общества.

https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКЕТ
[indent] В викторианский период репутация человека имела огромное значение. Но для того, чтобы получить расположение общества, необходимо было следовать определенным правилам поведения, придерживаться крайне высоких стандартов и норм. Для высшего класса, представители которого уделяли внимания практически всем аспектам повседневной жизни, это было особенно важно. Знать, с кем можно поговорить, кому можно предложить потанцевать, кого можно сопроводить – малейшая ошибка представляла собой опасность надолго лишиться благодати знатного общества и стать предметом насмешек.
[indent] Несколько интересных общих правил поведения и этикета:
1) Разговоры. Прогуливаясь по улице в викторианскую эпоху, можно заметить… насколько тихо. Считается грубым говорить громко или какими-либо шумными проявлениями привлекать к себе внимание. Это негласное правило действует везде, как за столом, так и в публичных местах.
2) За столом. Гостей положено рассаживать таким образом, чтобы мужчины сидели напротив женщин. И никак иначе (потому женщин и мужчин следует приглашать в равном количестве). Для любого джентльмена считается проявлением крайней грубости сесть до того, как сядут дамы. Все, без исключения.
3) Перчатки. Мужчины, которые носят перчатки, должны снимать их перед тем, как сесть. В тоже время, для женщин действует иное правило: сесть, и только после этого снять перчатки. 
4) Отношение. Женщин учат быть очень уважительными по отношению к мужчинам. Мужчин же учат обращаться с женщинами с особой тщательностью, обходительностью и вниманием, откладывая в сторону все свои дела и потребности. Настоящий джентльмен снимает шляпу, чтобы поприветствовать даму и открывает перед ней двери. Может деликатно поцеловать руку, лоб или, самое большее, щеку. При этом при знакомстве женщина не должна предлагать свою руку, а просто вежливо поклониться и сказать: «Я рада знакомству».
5) Опрятность. Добиться уважения общества можно, в первую очередь, чистотой. Даже лучший наряд и самое дорого украшение не добавят красоты во внешность неопрятного человека: чистая одежда, чистая кожа, чистые руки, белые зубы – все это является своеобразной визиткой и залогом хорошей репутации.
6) Одежда. Хорошим тоном считается носить одежду, соответствующую статусу, положению и возрасту.
7) Держим руки при себе. Зажимать нос, прикасаться пальцами к ушам, чесать голову или любую другую часть лица в обществе – явно признак вульгарности.  Так же не стоит бить пальцами, потирать руки, зевать и вздыхать на публике.
8) Обувь. Неважно, речь о важном торжественном приеме или о посещении гостей – обувь всегда должна быть тщательно начищена. 
9) Мероприятия. Различного рода вечеринки и знатные приемы – неотъемлемая часть обыденной жизни высшего общества. Примечательно, что приглашения должны быть отправлены за семь-десять дней до назначенного события, и на них должен быть дан ответ в течение недели с момента получения. 
10) Курение. Мужчины курили трубки и сигары. Притом исключительно в джентльменских клубах либо после обеда,  отправляясь в другую комнату от женщин. Курение возле женщин или на улице при свете дня – признак дурных манер.
11) Опоздание. Считается, что лучше опоздать, чем прийти вовремя. Ведь это признак того, что даже светский раут не может отложить решение важных дел. И даже при опоздании входить нужно уверенно, не спеша. На секунду остановиться в дверях, оглядеть общество, дать другим возможность заметить себя.
12) Ровная спина. В обществе необходимо держаться ровно и прямо. Расслабить спину можно в отдельной комнате или только перед слугами. В целом движения должны быть замедленными, даже слегка ленивыми.
13) Улыбка. Женщина должна появляться в помещении с грацией, легким шагом и, конечном же, с лучезарной улыбкой на лице. При любом настроении, в любой ситуации.

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЛЕДИ

• Женщина никогда не обращается к людям более высокого статуса. Их должен представить друг другу общий знакомый.
• Девушка, которая остается в комнате наедине с мужчиной, не имеющим по отношению к ней намерений, считается скомпрометированной. Апогеем неприличия и развязности для дамы является стремление завести разговор с незнакомым джентльменом – требуется предварительное представление третьим лицом.
•  «Правильная» женщина никогда не ездит в экипаже наедине с мужчиной, не являющимся ей родственником. Принять мужчину у себя дома, будучи одной, так же считается непозволительным.
• Дама не может отказаться от предложения джентльмена танцевать (только в случае, если она уже приняла приглашение другого), иначе ее могут посчитать невежественной.
• Замужние и молодые дамы не могут выходить из бального зала или любой другой вечеринки в одиночку. Первые должны сопровождаться другими замужними женщинами, вторые – матерями или женщиной, которая их представляет.
• Никаких интимных отношений до замужества.
• С юного детства викторианская девушка готовиться к жизни, посвященной дому и семье. Удачно выйти замуж – основная цель, и все же навязчивость при выборе мужчины не приветствуется.
• Главными качествами истинной леди остается кроткость, скромность и добродетель.
• Женщина, пересекающая улицу, должна поднять свое платье чуть выше лодыжки, поддерживая платье правой рукой. Считается вульгарным подымать платье обеими руками, ведь тогда есть опасность поднять его чересчур высоко  (впрочем, это простительно, если дама пытается перебраться через глубокую яму или толстый слой грязи).
• Девушка должна прекрасно владеть искусством разговора. Притом больше важен голос (отчетливый и сдержанный), а не содержание речи.

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДЖЕНТЛЬМЕНА

• Скромность в костюме всегда предпочтительна, так как она располагает окружающих к тому, кто его носит.
• Думайте как мудрецы, но разговаривайте как люди вокруг вас.
• Быть хорошим слушателем — большой талант, развить который непросто. Хорошо воспитанный человек должен обладать им, как бы тяжело ему это не далось.
• Всякий хорошо воспитанный человек умеет изящно снимать шляпу.
• Хорошо воспитанные люди редко носят вещи самой последней моды. Это привилегия денди и позеров. Тем не менее, хорошо одеваться — большое достоинство.
• Благоразумие и достойное поведение, как серебряные деньги, всегда ценны.
• Каждый родитель должен научить своего ребенка искусству пользования столовыми приборами. Нет ничего более неприятного, чем оказаться перед блюдом, которое не знаешь, как правильно есть.
• Если Вы сопровождаете жену на танцевальную вечеринку, никогда не танцуйте с ней, разве что самый первый танец.
• Женская уборная — место, куда ни при каких условиях не должен заглядывать ни один джентльмен.
• Джентльмены не должны собираться в группы и оставлять дам без внимания.
• Поднимаясь по лестнице с дамами, идите сбоку от них или спереди, но не сзади.
• Проходя на улице мимо одиноких дам не ускоряйте, и не замедляйте шага. Не рассматривайте слишком пристально платье таких дам.
• Принимая гостей, сделайте все возможное, чтобы они чувствовали себя как дома. Просто предложить им быть как дома не достаточно.
• Не достаточно просто кивнуть даме, встреченной на улице, или просто коснуться шляпы. Головной убор нужно снять, это проявление элементарного уважения к ее полу.
• Мужчина, который сопровождает даму, куря при этом сигару, ставит под сомнение ее репутацию.
• Джентльмен не должен стоять в дверях отелей или на углу улиц, рассматривая проходящих дам.
• Когда мужчина женится, все его прошлые связи должны закончиться, если только он не намекнет на желание возобновить их.
• Не будьте эгоистичными, но уступайте в мелочах.
• Если вас представили человеку более высокого социального положения, встретив его еще раз, вы не должны подавать виду, что узнали его, пока он сам не проявит признаки узнавания.
• Если вы не можете или не хотите петь, сообщите об этом серьезно и уверенно, чтобы окончательно положить конец просьбам.
• Никогда не рассказывайте о музыкальных талантах одной дамы другой.
• Высмеивать человека в его присутствии или отсутствии унизительно для джентльмена. Остроумные насмешки могут вызвать смех окружающих, но не вызовут их уважения.
• Никогда не читайте в обществе.
• В одиночестве — следите за своими мыслями, в кругу семьи — за проявлениями своего характера, среди знакомых — за своим языком.
• Общество подобно цепи из множества звеньев. Следите за тем, чтобы ваша часть цепочки не ржавела и не покрывалась пылью.

https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png

0

3

обыденные традиции
https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
БРАКОСОЧЕТАНИЕ

[indent] Существовало три варианта вступления в брак:
[indent] I - наиболее традиционный — венчание в церкви с предварительным оглашением имён вступающих в брак за три недели.
Если оба венчающихся были старше 21 года — возраста, с которого они считались совершеннолетними, — от них не требовалось предоставлять согласие на брак родителей или опекунов, и уже в понедельник после третьего оглашения они могли венчаться. Однако, если брак с оглашением имен в сельских районах был общераспространен, то в городах он был уделом слоёв со скромными доходами.
Оглашение стоит 2 шиллинга, которые уплачиваются причетнику, а само венчание от 11 шиллингов  6 пенсов до 15 шиллингов  6 пенсов в зависимости от прихода.
[indent] II - покупка брачной лицензии. Лицензии выдавались в каждой епархии через управителя собора или заместителей епископа. если жених с невестой проживали в разных епархиях, они должны были обратиться в инстанцию, юрисдикция которой распространялась на обе епархии: в канцелярию генерального викария архиепископа кентерберийского, исполнявшего функции заместителя архиепископа по административным вопросам. Для получения брачной лицензии жених составлял в канцелярии письменное заявление, далее под присягой подтверждал его, и оно скреплялось подписью генерального викария или его заместителя. Подобная лицензия обходилась в 28 гиней и выдается только титулованной знати, юристам и членам Парламента.
[indent] III - обращение в окружную контору регистратора-суперинтенданта, британский вариант бюро записи актов гражданского состояния. Это был самый непопулярный способ оформить брачные отношения. Однако получение такого свидетельства было единственным в Великобритании законным способом зарегистрировать брак для представителей иных, нежели англиканство, вероисповеданий — даже если после этого они проводили в церкви своей конфессии необходимую церемонию, без свидетельства регистратора-суперинтенданта такой брак считался недействительным. кроме того, через контору регистратора-суперинтенданта регистрировали свои браки те, кого вполне удовлетворял гражданский брак без каких-либо религиозных церемоний.
Получившие свидетельство или лицензию в назначенный час должны прибыть в установленное для бракосочетания место в сопровождении как минимум двух свидетелей. В процессе церемонии, происходившей обязательно при открытых дверях, закон предписывает жениху и невесте сделать следующие заявления, без которых брак считается недействительным: «Я торжественно объявляю, что я не знаю о каком-либо юридическом препятствии, почему я, Джон N, не могу соединиться в браке с Мэри М»; и каждая из сторон должна также сказать другой: «Я призываю присутствующих здесь людей свидетельствовать, что я, Джон N, действительно беру тебя, Мэри М, в законные преданные жены» (или мужья).
[indent] В самом простом случае, церемония проводится непосредственно в офисе регистратора-суперинтенданта. Расценки на услуги конторы регистратора-суперинтенданта следующие: общая для всех случаев плата за внесение уведомления в книгу и выдачу свидетельства - 2 шиллинга, само свидетельство - 2 шиллинга 7 пенсов. Посещение церемонии регистратором браков и регистрация брака по свидетельству стоит 5 шиллингов, если по лицензии - 10 шиллингов. Кроме того, в случае лицензии взимается гербовый сбор за лицензию и плата регистратору-суперинтенданту - 40 шиллингов, и гербовой сбор за уведомление 2 шиллингов 6 пенсов.
[indent] После выбора способа регистрации брака следующей главной заботой жениха было найти дом, куда он приведет жену после свадьбы, и достойно меблировать его. Кроме того, полагалось уладить и некоторые финансовые и юридические дела. Две трети или по крайней мере треть состояния и имущества невесты полагалось завещать ей самой и потомству, а если жених не имел никакой собственности для обеспечения будущей жены и должен был полагаться исключительно на доходы от своей профессиональной деятельности, он должен был до заключения брака застраховать свою жизнь в ее пользу.
[indent] В британской свадебной традиции в состоятельных слоях общества существовал обычай при помолвке дарить кольцо с бриллиантом, рубином или хотя бы полудрагоценным камнем, на котором, как и на обручальном кольце, гравировалась внутри дата помолвки и инициалы помолвленных. Носилось оно на безымянном пальце левой руки до самого венчания, жених снимал его с невесты в алтаре перед началом церемонии. По пути домой жених мог надеть кольцо обратно, поверх обручального, и тогда оно служило в качестве «защитного кольца», предотвращая сползание обручального с пальца.
[indent] Главной заботой невесты до свадьбы был выбор подвенечного платья. его цвет не обязательно был белым, однако некоторые исторические предпосылки говорили в пользу именно белого или цвета слоновой кости. Кроме того, белый цвет в XIX веке своего рода олицетворял роскошь и богатство, а отнюдь не невинность и чистую любовь. Так как надеть белого цвета платье не каждая девушка могла себе позволить – очень уж он маркий.
[indent] Наименьших успехов викторианство достигло в этике отношений полов и семейной жизни. Доказательство – статистический факт: в 1840-1870-х годах около 40% англичанок так называемого «среднего класса» всю жизнь оставались незамужними. Причиной была не нехватка лиц мужского пола, а противоестественная, жёсткая и ригористичная система моральных условностей и предубеждений, создававшая тупиковые ситуации для многих, кто желал устроить личную жизнь.
[indent] Понятие мезальянса (неравного брака) в викторианской Англии было доведено до настоящего абсурда. Заключения, кто кому пара или не пара, делались на основании невероятного количества привходящих обстоятельств, понятия ровни и неровни выводились из множества признаков, процесс походил на решение алгебраического уравнения с десятком неизвестных.
[indent] Открытые проявления симпатии и приязни между мужчиной и женщиной, даже в безобидной форме, без интимностей – категорически запрещались. Слово «любовь» полностью табуировалось. Пределом откровенности в объяснениях были пароль «Могу ли я надеяться?» и отзыв «Я должна подумать». Ухаживания должны были иметь публичный характер, состоять из ритуальных бесед, символических жестов и знаков. Самым распространённым знаком расположения, предназначенным специально для посторонних глаз, было разрешение молодому человеку нести молитвенник, принадлежащий девушке, по возвращении с воскресного богослужения.
[indent] Девушка, хотя бы на минуту оставшаяся в помещении наедине с мужчиной, не имевшим по отношению к ней официально объявленных намерений, считалась скомпрометированной. Пожилой вдовец и его взрослая незамужняя дочь не могли жить под одной крышей – им приходилось либо разъезжаться, либо нанимать в дом компаньонку, ибо высокоморальное общество всегда было готово, неведомо почему, заподозрить отца и дочь в аморальных намерениях.
[indent] Супругам при постороних рекомендовалось обращаться друг к другу официально (мистер Такой-То, миссис Такая-То), чтобы нравственность окружающих не страдала от интимной игривости супружеского тона. Верхом неприличия и развязности считалась попытка заговорить с незнакомым человеком – требовалось предварительное представление собеседников друг другу третьим лицом. Одинокая девушка, посмевшая на улице обратиться к незнакомому мужчине с невинным вопросом («Как пройти на Бейкер-стрит?»), могла подвергнуться оскорблениям – такое поведение считалось возможным только для уличных девиц. Мужчинам, как высшим совершенным существам, такое поведение, напротив, дозволялось – отчего Лондон середины XIX века был раем для уличных приставал и ловеласов.
[indent] Любопытно, что при всех описанных сложностях английская правовая традиция личной свободы оставалась неприкосновенной. Молодому англичанину для женитьбы не требовалось согласие родителей. Зато отец имел право лишить такого непокорного сына наследства. На континенте дети могли не опасаться, что их лишат наследства – закон требовал обязательного наделения определенной долей всех наследников. Но вступить в брак молодой француз мог только с согласия папеньки и маменьки, и никак иначе. Согласимся, что первый вариант – свобода выбора между самовольным браком и перспективой остаться без гроша – все же «свободнее», чем рабская зависимость от родительской воли, которая теряет всякий смысл, если не вознаграждается хорошим наследственным кушем. Не случайно же англичане ехидничали по поводу столь распространенных на континенте «условных» браков, в которых супруги были «сведены» по выбору родителей, как породистые собачки, и с первых дней совместной жизни усердно наставляли рога друг другу.
[indent] Особо жестокие гонения викторианство возводило на чувственность – здесь святошеству и ханжеству не было предела. Половое воспитание девушек сводилось зачастую к эвфемизмам или советам вроде "лежи и терпи". Известны случаи, когда после первой брачной ночи молодая супруга сбегала в отчий дом, т.к. ее муж оскорбил ее тем, что попытался раздеть. Первые несколько лет брака из-за неосведомленности женщины и уже упомянутой позиции церкви супруги редко спали вместе. Этикетом женщине предписывалось допускать мужа до своего тела и терпеть его действия, однако получать при этом удовольствие считалось неприличным. Мужчина принимал такую позицию и сам стремился сократить исполнение супружеского долга - кому может понравится тот факт, что жена тебя только терпит?

https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
ПОХОРОНЫ И ТРАУР
[indent] В 19-м веке смерть была фактом жизни. Люди обычно умирали дома, а не в больнице, и сцены у смертного одра были очень популярны в викторианских романах. Люди носили свое горе, буквально, «на рукавах» . Траурный этикет был строг и непреклонен. От людей ожидался определенный костюм и определенные нормы поведения. Результатом являлось то, что женщины оказывались в общественной изоляции на весьма продолжительный период времени. Для мужчин правила траура были далеко не так строги, как для женщин.
[indent] Существовали разные степени траура. Самым строгим был траур вдовы по покойному мужу. В течение года и одного дня женщина должна была носить исключительно черное платье и накидку (mantle) из бомбазина (bombazine) - смеси шерсти и шелка. Платье должно было быть почти полностью покрыто крепом (crape, или crepe). Креп - это шелковая ткань, обработанная таким образом, чтобы лишить ее блеска. Во всем, что носила вдова, не должно было быть ни намека ни на что блестящее. Никакой отделки в одежде. Ни блестящих пуговиц, ни пряжек на обуви, никаких драгоценностей, за исключением обручального кольца и специальных траурных украшений из гагата (черного янтаря) (jet). Вдова должна была носить траурную шляпку с вдовьим чепцом, и вуаль из крепа. Письма она должна была писать на специальной бумаге с черной каймой.
[indent] Спустя 12 месяцев вдова могла заменить покрытое крепом платье на другое - из черного шелка, с отделкой из крепа. Спустя еще полгода можно было окончательно избавиться от крепа и носить простое черное платье. Через два года после смерти мужа вдова могла перейти к так называемому полу-трауру (half-mourning). В одежде, в дополнение к черному, появлялись другие цвета - серый, бледно-лиловый (лавандовый, lavender), розовато-лиловый (mauve), фиолетовый (violet), серые и белые полоски. Можно было сменить и украшения - на жемчуг и аметисты. Некоторые вдовы так и не переходили к полу-трауру и всю оставшуюся жизнь носили черное. В течение первого года траура вдова была полностью выключена из жизни общества. Она не могла бывать на приемах и обедах, посещать театр. Считалось дурным тоном просто появляться на людях. Вся общественная жизнь состояла из приема визитеров. Спустя год, вдова могла возобновить общественную жизнь, но делать это она должна была очень постепенно. Сила общественного мнения была такова, что вдова, по мнению общества не выказывающая должного уважения памяти покойного мужа, могла подвергнуться остракизму.
[indent] Для мужчин траур был гораздо проще. Примерно в течение полугода они носили траурную черную повязку на рукаве. Они могли гораздо раньше, чем женщины, начать появляться в обществе.
[indent] Период ношения траура разделялся на три этапа:
I.  глубокий,
II.  обыкновенный,
III.  полу-траур - означает ношение траура недолгое время.
[indent] При этом:
·  Траурный период для вдовы продолжался 18 месяцев.
·  Траур по детям длился 9 месяцев.
·  Траур по отцу и матери продолжался один год.
·  Траур по сестре или брату, отчиму и мачехе, бабушке и дедушке тете, дяде или кузине длится 3 месяца.
[indent] Соблюдался также и государственный траур в случае кончины кого-нибудь из членов императорской фамилии. В это время запрещались спектакли и другие публичные зрелища. Особы чиновные облекались в траур по классам. Бесклассные дворянки сменяли цветное платье на черное.
[indent] Существовал так называемый Устав моды, который был направлен на укрепление традиций и моральных устоев в обществе и семье. По предписаниям Устава моды, «изъявлять сожаление об умерших родственниках... можно не иначе, как с помощью сукна черного цвета. Покрой траурного кафтана, число находящихся на нем пуговиц, суконная черная или шелковая исподница и камзол, батист, пришитый к обшлагам, или иначе плерезы, гарусные или шелковые чулки и башмачные пряжки, покрытые черным лаком, составляют таинственные знаки, с помощью коих, ничего не спрашивая у печального человека, можно узнать обстоятельства и степень его печали, а также давно ли умер родственник его и сколь близко доводился ему родством.

https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png

0

4

досуг и развлечения
https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
СЕЗОН БАЛОВ
[indent] Лондонский "сезон" (Season – такое важное событие, что слово писали с большой буквы) продолжался, начиная с Пасхи (значит, с апреля-мая; где-то в Сети есть пасхальные даты лет на 200, или можно по формуле Гаусса посчитать) до 12 августа, начала охотничьего сезона (в смысле, не охоты на лис с гончими, а тетеревиной охоты с ружьем).
[indent] С точки зрения девушек и их семейств сезон был для того, чтобы встретить подходящего кандидата в мужья, поэтому балы-чаи-вечера-театры каждый день и не по разу. Балы исключительно частные; чтобы девушка из знатной семьи оказалась на общественном балу - это неслыханно. Опять же исходя из центральной задачи. Предварительный скрининг: девушка в принципе не должна была даже видеть никого, кто бы ей потенциально не подходил. Да и вообще в викторианскую эпоху с сомнением относились к общественным балам. Придворные балы, конечно, не считались частными, но там-то отбор был самый жесткий.
Танцы начинаются в пол-одиннадцатого.
[indent] Существовал и "малый сезон" (Little Season) в октябре-ноябре, который совпадал с сессией парламента. Назывался "малый", потому что на него в Лондон съезжалось гораздо меньше народу из загородных имений.
[indent] Помимо этого устраивались ежегодные "тематические" балы, например бал какого-нибудь Общества или Гильдии (бакалейщиков, галантерейщиков, пивоваров, рыбоводов, газовщиков...). Туда стремились попасть, потому что их нередко открывали члены королевской семьи (на балу лорд-мэра бывала сама королева), туда приглашали министров, аристократов, прославившихся благотворительностью, в общем - они были событием в том числе и в светской жизни. Но приглашали на них, конечно, по спискам.
[indent] Приглашения как правило рассылались за две недели до мероприятия. Пригласительные билеты печатались только для крупных балов, в остальных случаях устроители бала просто ходили по друзьям и знакомым, лично приглашая их или рассылая записки. Являться на бал без приглашения считалось не приличным. Встречают гостей первыми слуги, хозяева - только внутри помещения, и важно, чтобы не произошло недоразумения - викторианцы очень не любили даже маленьких скандалов.
[indent] Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Любой бал начинался с приглашения. Приглашения были очень лаконичны, например: "Имя приглашающего просит оказать ему честь, пожаловать в маскарад (бал), сего месяца и дня 1880 года в место проведения мероприятия в ... часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.
[indent] Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.
[indent] На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
[indent] В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»
[indent] На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
[indent] Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в Лондоне проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик. Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно.
[indent] Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.
Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА БАЛУ

• Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.
• На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.
• При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).
• На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев.
• Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.
• Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.
• Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.
• Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.
• Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТАНЕЦ (АНГАЖЕМЕНТ)

• Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.
• Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.
• Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.
• На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.
• Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.
Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: "Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами - одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?".
• Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.
• Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.
• Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.
[indent] Приглашение на танец можно отклонить, если:
- танец уже обещан;
- дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
- дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
- приглашающий кавалер без перчаток.
[indent] В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танце.

https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
ОБЕДЫ И ЧАЕПИТИЯ
[indent] Начало 19 века – время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств, в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств: большой теннис, конный спорт. Активно развивались клубы в офицерской среде. В начале 19 века центрами литературно-художественной и общественной жизни являлись литературные салоны и кружки. По своему типу и составу подразделялись на общества, имевшие устав, регламентировавший деятельность их членов. На литературных собраниях обсуждались социальные проблемы, литературные новинки, читались произведения поэтов, писателей, позже ставшие шедеврами русской и мировой литературы.
[indent] За столом. Правила общения за столом сформировались еще в 19 веке. Уже тогда существовал ряд ограничений для тем, на которые можно было беседовать за трапезой. Так, помимо религии и политики запрещалось обсуждать болезни, прислугу, отношения между полами и любые проблемы, так или иначе касавшиеся присутствующих за столом. Поддерживать общий разговор было обязательным для всех, молчание за столом не приветствовалось. Если возникала беседа с соседом, то разговаривать нужно было настолько громко, чтобы слышали все окружающие. Интересной особенностью застольного этикета того времени было табу на произнесение личных имен (особенно женских) в том случае, если беседа шла в общественном месте (например, в ресторане).
[indent] Вести разговор нужно не о британцах в общем, а конкретно об англичанах и жителях Уэльса, а разговоров о жизни королевской семьи и об Ирландии лучше избегать. Англичанам нравится обсуждать садоводство.
Нетактично затрагивать в обществе вопросы, касающиеся только вас и вашего собеседника, неприлично заговаривать на темы, понятные только вам двоим. Не в самом лучшем свете выставляет себя человек, рассказывающий грубые анекдоты и строящий из себя политикана или "друга знаменитостей". Чтобы не вызывать у собеседников неприятных ощущений и не навевать на них скуку, не стоит говорить о своих болезнях и перенесенных операциях. Если среди сидящих за столом находится врач, не следует устраивать ему докучливых расспросов. Нельзя обсуждать отсутствующих на приеме общих знакомых, а если такая ситуация все же возникла, тактично будет сменить тему.
[indent] Также недопустим обмен "понимающими" взглядами, если кто-то из присутствующих допустил какую-либо оплошность. Проявлением неуважения будет считаться обмен репликами на иностранном языке, если гость его не знает. Дело в том, что в 19 веке так вели себя хозяева при своей прислуге для того, чтобы показать свое превосходство. То есть, если вы говорите на непонятном гостю языке, вы даете ему понять, что ставите себя выше него. Если же за столом все-таки возник неприятный момент, не стоит заострять на нем внимание. Вежливое и уважительное отношение к собеседнику всегда поможет сгладить ситуацию.
[indent] Чайный этикет. В Англии Вам непременно предложат на выбор несколько сортов чая. Это - первый знак уважения, ведь вкусовые пристрастия очень индивидуальны, к тому же они сильно зависят от погоды, времени дня и просто настроения. Несмотря на то, что в английских ресторанах всегда есть подробное чайное меню, официант принесет специальную деревянную шкатулку с чаем.  Держа ее в левой руке, правой рукой подающий откроет перед Вами крышку. Вы должны указать рукой на сорт чая, соответствующий Вашему вкусу и настроению в данный момент времени. Если Вы проявите нерешительность, добросовестный официант обязательно расскажет Вам о стране произрастания, особенностях характера той или иной чайной смеси.  Англичане пьют чай шесть раз в день, причем каждому времени дня соответствует свой сорт чая и свои традиции чаепития. Сами англичане шутят, что легче представить Англию без Королевы, чем без чая. Но в том, что чаепитие стало в их жизни традицией, вокруг которой организуется весь рабочий день и отдых, велика заслуга именно Королевского Двора.  Вот уже более ста лет день англичанина начинается с чашечки чая «Английский завтрак» - очень крепкой смеси мелкого ломаного листа «брокен» из Цейлона, Кении и Индии. Пьют его два раза - один раз в постели, другой за завтраком. Привычка к early morning cup - ранней чашечки чая до одевания и умывания - возникла из-за сырого климата Англии, знаменитого своими утренними туманами. Англичане просыпаются очень рано, в 6-7 часов утра, и чашечка крепкого тонизирующего чая просто необходима, чтобы проснуться.  После того, как англичанин приведет себя в порядок, он отправляется в гостиную на завтрак. Такой завтрак не имеет ничего общего с так называемым «континентальным завтраком» с обилием сладостей, характерным для латиноамериканских колоний европейских стран. Чашечка чая «Английский завтрак» подается к утренней овсянке, рыбе или яичнице с беконом. Чай «Английский завтрак» богат кофеином, но небезопасен для желудка, особенно, если чай пьется «натощак». Поэтому такой чай обычно смешивают с молоком. Хорош он и с лимоном.
[indent] Второй завтрак - lunch - возник в эпоху правления Королевы Виктории как небольшая еда, в ходе которой мужчинам дозволялось собираться в клубах, а женщинам - дома. Ланч обычно тоже заканчивается чашечкой чая. В это время можно пить любой чай, который нравится, от чистого и глубокого высокогорного цейлонского чая до прозрачного, как бриллиант, дарджилинга. Чаще всего это - крепкий тонизирующий чай, но более ароматный и мягкий на вкус по сравнению с «завтраком».  Именно таким сочетанием отличается «Английский чай №1», смесь листьев «оранж пеко» цейлонских и кенийских сортов чая.  Крепкий вкус и значительное содержание кофеина смягчены почти неощутимым количеством масла бергамота, который к тому же обладает успокаивающим действием. Именно благодаря идеальному сочетанию крепости чая и мягкости вкуса, этот сорт чая относится к классу универсальных - его можно пить в любое время дня.
[indent] Обед в Англии наступает поздно, поэтому весь день изобилует короткими перерывами на чай - «tea breaks». В некоторых офисах их устраивают чуть ли не через каждый час. Традиция такова, что ни один начальник не имеет права лишить своих служащих возможности сделать перерыв на чай - подобные попытки могут привести к серьезным осложнениям в служебных отношениях.  Короткий дневной чай обычно сопровождается небольшими закусками, и потому называется «low tea». Это - время «послеполуденного чая» или просто «полдника». Самый знаменитый из «полдников» - «five-o-clock» - был введен в 1840 году Герцогиней Анной Бедфордской Седьмой как «four-o-clock».  Британцам предписывалось утолять голод, неизбежно возникающий в промежутке между завтраком и обедом, чашечкой чая с легкими, обычно подогретыми закусками. Уже в XX веке время этого чаепития передвинулось на час позже. Чай для «файв-о-клок» так и называется - «Английский полдник». Чай «Английский полдник» отличается особенным богатством выбора чайного листа, содержит много типсов и имеет легкий аромат бергамота, делающий беседу доброй и приятной.
[indent] Чай за обильным вечерним обедом в 19-20 часов называют «high tea», имея ввиду не количество чая, а количество еды.  Вечерами домашние собираются за огромным круглым столом в гостиной у камина, обмениваются новостями политики, спорта и сплетнями из жизни коронованных особ. Вечер - время изысканного английского чая «Эрл Грей». Легенда гласит, что рецепт этого чая был получен Министром иностранных дел Британской Империи блестящим графом Чарльзом Греем у одного из китайских чиновников - «мандарина» - в результате головокружительной политической интриги. Чай «Эрл Грей» - это идеально подобранная смесь очень высококачественного черного чая с маслом тропического плода бергамота. Аромат свежезаваренного чая с бергамотом обладает волшебным свойством: когда он распространяется по дому, он создает уют и поднимает настроение.
[indent] После позднего ужина, незадолго до сна англичане могут себе позволить еще одну чашку чая. Обычно для этого выбирается чай с любимым ими вкусом, но из которого фабричным путем был удален кофеин.
[indent] Пока чай заваривается, вам подадут молоко, сахар, лимон, подогретые сэндвичи с ветчиной и сладости.
[indent] Молоко обычно добавляется в крепкие утренние сорта чая, чтобы сбалансировать действие кофеина. Традиция добавления молока в чай, вероятно, была перенесена от похожего способа употребления кофе, который был невероятно популярен среди британцев в 17-18 веках. Первые упоминания о полезных свойствах чая с молоком мы находим еще в 1660 году. Рекламное объявление, принадлежавшее Томасу Гаррауэйю, владельцу первого в истории Лондона чайного магазина, гласит: «чай, приготовленный с молоком и водой, укрепляет внутренние части».  Старинная традиция предписывает наливать в чашку сперва молоко, а потом чай. Это правило возникло вследствие опасений англичан за то, что прекрасные фарфоровые чашки могут испортиться от горячего чая. К тому же, при наливании чая в молоко, обе составляющие лучше перемешиваются. Однако, это не является жестким правилом. Сторонники добавления молока в чай утверждают, что так они могут достичь лучшей пропорции, подходящей их вкусу. Так или иначе, сегодня никто не осудит вас, если вы нальете молоко в чай, а не чай в молоко. Важнее, чтобы молоко было минимальной жирности, потому что при взаимодействии с кипятком жиры образуют не очень полезные для желудка соединения. Смешивать чай со сливками нежелательно. Разумеется, молоко не сочетается ни с лимоном, ни с бергамотом. Не стоит его добавлять также в зеленый чай и китайские сорта черного чая.
[indent] Сахар стал популярен в Великобритании и ее колониях почти одновременно с чаем - в конце XVII века. Тогда он существовал в виде конусообразных кусочков, которые необходимо было измельчить, прежде чем положить в чай. На каждой кухне в те времена присутствовал целый арсенал инструментов: щипцы для сахара, нож-колун и ваза для сахара, готового к чаю. Тогда же появились и чайные ложки, которыми не только отмеряли дозу, но и размешивали сахар. В наше время к чаю подается ваза с белым рафинадом в кубиках, щипцами, которые играют скорее роль пинцета, и чайные ложки. После размешивания чайную ложку принято вынимать и класть рядом на поднос, но не на блюдце, так как англичане, поднося одной рукой чашку ко рту, другой поддерживают блюдце на 8-10 см ниже. Безусловно, Вы и только Вы решаете, класть сахар в чай или нет. Никаких ограничений на объем сахара английский этикет не накладывает.
[indent] Англичане любят чай с лимоном, хотя сами называют его «русским чаем». Действительно, свежая долька лимона хорошо сочетается с чаем, образует неповторимое сочетание подкисленного вкуса со свежим цитрусовым ароматом. Растворяясь, лимонный сок изменяет свойства чая, делает его более светлым на цвет и мягким на вкус. Дольки лимона подаются на отдельной тарелочке. Лимон не принято сочетать с бергамотом. По мнению англичанина, цитрусовый аромат бергамота в сочетании с лимоном дает эффект «масла масляного».
https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
ПАРФОРСНАЯ ОХОТА
[indent] В Средневековье бытовала присказка о том, что лисья охота - утеха для аристократов, а для простолюдинов всегда найдется охота на зайца. Тем не менее именно английская охота на лису и по сей день сохраняет разно-перстный букет консервативных традиций, настроений и увлечений, присущих викторианской Британии. В XIX веке лисья охота стала национальным достоянием, если не истерией, ею увлекались все кому не лень - знать, буржуазия, политики, интеллигенция.
[indent] Бескрайние земли уже существенно "лысели" лесами и обрастали сетью железных дорог, однако, только завидев огромную процессию погони за лисой, даже проводники поездов останавливали локомотивы, пропуская гончих вперед. Английская парфорсная (верхом) охота травли гончими облачалась в доспехи пышности и неукоснительных правил и требовала к себе особо трепетного отношения и значительного пространства на два-три десятка миль. С той поры календарь высшего общества условно разбит на два: первый - традиционная лисья охота, охватывающая небольшой период с ноября по март, когда поля еще не засеяны, сменялся таким же коротким сезоном конных скачек в Аскоте и Эпсоме. Даже гениальный эксцентрик Оскар Уайльд не знал устали в обличении консерваторов, величая их "ловцами несъедобных" за охотничью отдушину.
[indent] Лошадей на охоте скромно называют "хантерами", являющихся помесью высокопородистых скакунов и упряжных кобыл, дающей в сумме предельную выносливость, скорость и резвость. Лошадь должна быть хорошо выдрессированной, способной преодолевать большие препятствия, например, широкие канавы, высокие изгороди, бесчисленной сетью раскинувшиеся по полям, скалистые холмы.
[indent] Зачастую конные охотники делятся на две группы; первая выбирает наиболее прямой и вероятный маршрут, включающий непредвиденные прыжки через препятствия, в то время как другая, или хиллтоперы, выбирает менее опасный, но длинный путь, исключающий холмистость. Именно английской охоте обязан своему рождению чрезвычайно опасный и красочный вид конных скачек стипл-чейз. Хотя хороший выносливый хантер проскачет без устали полдня, минуя болота и непроходимые рощи, все же в порядке вещей менять лошадей каждый день, ведь охота может растянуться на 5-6 дней.
[indent] На псарне: В Англии во все века охотились на оленей, зайцев, барсуков и лис. Соответственно, англичане прибегают к разнообразию вязких (настойчивых), нестомчивых (неутомимых), паратых (резвых) и чутьистых охотничьих собак. Лисы представляют наибольший интерес, поскольку именно на этом поприще англичане взрастили уникальную культуру, не имеющую аналогов в мире. В лисьей и заячьей охоте чаще прибегают к своре чутьистых гончих, большей частью к фоксхаун-дам (на лис, оленей, выдр и норок), грейхаундам и биглям (на зайца).
[indent] Охотники носят с собой горн, чтобы поддерживать связь с гончими, выжлятниками и сопровождающими. На выжлятников возложена особая миссия контроля за стаей, время от времени наставляя отбившуюся гончую на путь истинный. Многие охотники не чураются и егерей, обучающих терьеров, поскольку они достаточно малы, чтобы преследовать притаившихся лис в узких земных ходах. Особенно популярна была в XIX веке легендарная свора "твердолобых" скотч-терьеров герцога Дум-бардского, своим бесстрашием обращавшая в бегство любое животное.
[indent] За непродолжительный прохладный сезон участники охоты примеряют наряды разных цветов в соответствии с профессиональным достоинством. Тем не менее охотники непреных панталонах, черных лакированных ботфортах с отворотами и шпорами, черных жокейских кепи из бархата. В руках у охотника всегда арапник и поводья коня (и никакого оружия).
[indent] В кожаные чехлы седла кладут медную трубу (горн). Если говорить о лошади, то в сбрую включены английское седло, уздечка с мундштуком, на ноги прикреплены ногавки, надежно защищающие от колючих кустов. Помимо всего прочего, весомое значение имеет количество пуговиц на френче; так, пикер носит френч с четырьмя медными пуговицами, тогда как охотники и прочий персонал - с пятью. Следующее различие пролегло между профи и любителями: профессионалы носят кепи тесьмой вниз, а любители и зрители тесьмой вверх.
[indent] Почитается за высочайшую честь быть лично награжденным из рук пикера охотничьей пуговицей, повышающей тебя в классе до полноценного охотника в "пинке", а если вы - прекрасная дама, - то с воротничком с изображением охотничьего гребня на нем. Обычно за несколько часов до начала охоты в определенное место привозят лису, предварительно затыкая все соседние норы: после ее выпускают.
[indent] Внешний вид преимущественно для мужчин: персонал охоты и все охотники обязательно одеты в красный фрак, черную бархатную жокейскую фуражку, белые лосиные панталоны (узкие рейтузы) и высокие лакированные ботфорты с отворотами и с гремящими шпорами. В руках находится арапник или стек, а в чушках (кожаных чехлах) седла - небольшая прямая медная труба. В эту трубу с пронзительным и весьма неприятным звуком изредка трубят для отставших или для сбора. В сбрую входят английское седло и уздечка с мундштуком, а на ноги лошади надеты кожаные ногавки, защищающие ноги от колена до бабки от обдирания о колючки и кусты при скачке.
[indent] Внешний вид для дам: черных, серых и синих амазонках (длинных платьях особого покроя для езды верхом в дамском седле) с длинными вуалями на цилиндрических шляпах.

ПРОТОКОЛ ЛИСЬЕЙ ОХОТЫ

1. За два часа до начала охоты в назначенное место привозят подсадную лисицу.
2. В известный утренний час к определенному пункту сбора, в одном-двух километрах от места выпуска зверя, собираются охотники, приглашенные.
3. Распорядитель, выслушивает рапорт пикера и садится на лошадь.
4. Охота трогается и медленно движется к месту выпуска зверя в следующем порядке: пикер во главе стаи спущенных гончих, выжлятники, наблюдающие за стаей сзади и сбоку, подгоняющие отставших и сбивающие собак в кучу, владельцы стаи, их гости верхом, зрители в ландо и других экипажах, зрители конные и пешие.
5. В ближайших от места выпуска зверя кустах или в лесу набрасывают гончих. Как правило, не позднее чем через четверть часа гончие натекают на лисий след. Раздается лай собаки, первой напавшей на свежий след, стая подваливает к ней, и все собаки с голосом мчатся по следу зверя. Пока дичь кружит и не выходит из леса или кустарника, охотники разъезжаются по опушке.
6. Как только стая выгонит лисицу из леса, начинается бешеная скачка во главе с пикеpом за собаками, причем охотники, рассыпаясь по полю, стремятся быть как можно ближе к собакам или к зверю.
7. Присутствовать при конце лисицы и составляет цель сумасшедшей скачки. Тут охотник, который подоспел к финалу травли первым после пикера и успел вырвать из зубов пса хоть клочок лисьей шкуры, становится героем дня и царем охоты. Он получает право приколоть к своей жокейской фуражке серебряную булавку, а вечером за обедом провозгласить тост за здоровье королевы. Количество этих булавок свидетельствует об охотничьих доблестях джентльмена. Когда дичь удается отбить от собак, они получают голову, внутренности или пазанки.
8. Чаще, однако, гонимая лисица, поводив за собой часа два всю охотничью кавалькаду, уходит в первую попавшуюся нору или переплывает речку либо пруд, преодолеть которые верхом оказывается невозможным. В этих случаях отзывают собак и печально возвращаются домой. Весьма редко случается взять больше одного зверя, даже и тогда, когда лисица местная, а не подсадная. Об этих случаях долго потом вспоминают.

[indent] Парфорсная охота в Англии подразделяется на классы, определяемые степенью пересеченности района охоты, родом дичи, достоинством собак и лошадей. Выше описана первоклассная охота. Ее участники превосходно подготовлены к скачке и имеют по 5-6 лошадей, так как после каждого дня охоты лошадь нуждается в 3-4 днях отдыха. Подготовка лошади и всадника требует 3-4 месяца специального тренинга. Охота низшего класса доступна всякому, имеющему хотя бы упряжную лошадь, способную скакать под седлом. Стая в этом случае составляется из менее чутьистых и паратых гончих, в качестве дичи используется заяц, ездок меньше подготовлен, а местность выбирается более ровная.
[indent] В XIX веке парфорсная охота в Англии, особенно на лисиц, стала национальным видом спорта. Содержание множества собак, лошадей и наездников стоило немалых денег и давало работу и доход тысячам фермеров и других жителей страны. Во время открытия охотничьего сезона приостанавливалось обычное течение дел, пустел парламент, Почти все политические знаменитости Англии были страстными охотниками.
[indent] Парфорсная охота является серьезным испытанием для верховой лошади, развивает у всадников смелость, решительность, находчивость, воспитывает умение быстро ориентироваться в обстановке и точно рассчитывать силы лошади.

https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
КЛУБЫ ДЛЯ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ
[indent] Что такое английский клуб? Это были комфортабельные убежища для мужчин, предоставлявшие все удобства хорошо налаженного дома без каких-либо обязанностей, кроме оплаты ежегодного членства. Так описывается настоящий английский клуб Лайзой Пикард. Мы же можем сказать, что клуб, он же джентльменский клуб, английский клуб, - это «собрание приятных собеседников в определенных условиях», как определяют его сами англичане.
[indent] Чем же занимались господа в этих клубах? Здесь зарождались памфлеты и газетные новости, здесь спорили критики, обсуждались последние оперные новинки, политические пасквили, придворные скандалы и еретические проповеди. От чайной оставался только один шаг до клуба, с его более интимной и размеренной обстановкой, особенно подходящей для деятельных и общительных новичков, которым непросто привлечь к себе внимание в обезличенной толпе большого города. Английский клуб в течение долгого времени упорядочивал общество, укрепляя уверенность в себе и мужскую солидарность в зыбкой, неустойчивой среде постоянного рыночного соперничества, перенасыщенной неженатой профессиональной молодежью и закоренелыми холостяками, а также мужьями, которым не сидится дома.
[indent] Из вышесказанного легко представить, кто же обычно жил в таких клубах (да, да, именно жил, ведь с некоторый стороны клубы походили на пансионы). Чаще всего это были неженатые мужчины, военные в отставке и другие, некоторые женатые джентльмены приходили только на собрание клуба. Если мужчине хотелось поговорить, он мог найти близких по духу собеседников; если нет, спокойно читать в превосходно составленной библиотеке без необходимости быть вовлеченным в болтовню, которой одолевают дома.
[indent] Вот некоторые выдержки о клубе как пансионе для "благородных мужчин":
«Обеды хороши и дешевы в сравнении с грабительскими ценами в лондонских отелях... Их стоимость составляла 5 шиллингов, тогда как в любом отеле пришлось бы заплатить по меньшей мере вчетверо дороже» (из дневников)
«В каждой спальне имелась ниша с бассейном из белого мрамора, куда в любое время из двух кранов подавалась горячая и холодная вода» (фактически, это была роскошь!)
«Хорошо обученный персонал, всегда готовый привести в порядок одежду и оказать парикмахерские услуги».
[indent] Все это – описание клуба  "Реформ", созданном в 1836 году членами радикальной партии и с 1841-го занимавшем великолепное здание.
[indent] Далее по Пэлл-Мэлл находится "Атенеум", основанный в 1824 году, где вели беседы епископы и ученые. Здание этого клуба спроектировано Десимусом Бартоном. Красивый фриз над большими окнами, который периодически красят в голубой и белый цвета, представляет собой воссозданный фриз Парфенона (откуда лорд Элджин привез фрагменты, размещенные в Британском музее как "мраморная коллекция Элджина").
[indent] Клуб "Карлтон" в ансамбле Карлтон-хаус-террас предназначался для консерваторов, или тори, в то время как клуб "Реформ" — для более либерально настроенных людей.
[indent] Клуб "Гаррик", названный по имени знаменитого актера Вида Гаррика, был основан в 1831 году актерами, писателям,  художниками и деятелями искусства. "Любитель античной драмы мог с пользой для себя провести пару часов, разглядывая огромное сборище людей театра", если он имел доступ как член клуба (опять же из дневников).
[indent] Клуб "Будлз" на Сент-Джеймс-стрит появился в 1762 году и существует поныне. Вы можете узнать его по красивым веерным окнам на первом этаже. Клуб "Уайтс», расположенный также на Сент-Джеймс-стрит, — один из старейших лондонских клубов — ведет свою историю с 1693 г. В те давние времена он был известен, как место, где процветали азартные игры, но в девятнадцатом столетии стал главным образом клубом для очень состоятельных людей, включая и принца Уэльского.

https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png

0

5

место женщины
https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png
[indent] Жена представителя среднего класса, освобожденная от хлопот по хозяйству, должна была чем-то заполнять свое время. И она сама и ее муж были убеждены (так же как и книги по этикету, буквально наводнявшие рынок в ХIХ столетии), что она живет как благородная леди, - но они заблуждались. Если оставить в стороне родословную, то между женщиной среднего класса и аристократкой оставалось все же одно существенное различие. Леди Такая-то и графиня Этакая тратили свое свободное время с пользой, пусть даже легкомысленно: они наслаждались разнообразием жизни в основном благодаря тому, что их муж или любовник свободно могли сопровождать их, куда бы они ни пожелали отправиться. А мужчины среднего класса были привязаны к своей работе, и их жены и дочери были предоставлены самим себе. Некоторые заполняли время полезной работой, но большинство женщин просто ходили целый день по магазинам или в гости к соседкам посплетничать, а то и просто бездельничали или упражнялись в хороших манерах.
[indent] Мужья этих изнеженных созданий еще больше усугубляли ситуацию, стараясь оберегать их от любого вторжения грубой действительности. "Pаключена в священные границы своего собственного узкого мирка... охраняемая от разрушительных прикосновений мира и излишнего общения с ним". Двенадцать лет спустя лондонский суд постановил, что мужа можно оправдать, даже если он похитил бежавшую жену (чья нравственность по умолчанию считалась безупречной) и держал ее под замком, поскольку "счастье и честь обеих сторон в том, чтобы поместить жену под охрану мужа и поручить ему... защищать ее от опасностей неограниченного общения с миром, обеспечив совместное проживание и местонахождение".
[indent] К несчастью, в тот мир, от которого следовало защищать женщину, включался и мир медицины. Она могла проконсультироваться с врачом (в присутствии компаньонки) и даже показать на манекене, где она чувствует боли, но гинекологическое обследование производилось только в самом крайнем случае. Дальнейшие уступки женской скромности, вероятно, довели бы современного врача до потери диплома: стандартная процедура производилась под простыней в затемненной комнате. И все же многие врачи поощряли подобную застенчивость.
[indent] Викторианцы были также убеждены, что "полная сила сексуального желания редко бывает известна добропорядочной женщине", и врачи (в отличие от авторов порнографических произведений, знакомых, как можно предположить, только с "недобропорядочными" женщинами), как представляется, были весьма плохо информированы относительно женского оргазма и функций клитора.
[indent] Рыцарство, благородство, деликатность и невежество, смешавшись между собой, буквально пригвоздили женщину к дому и семье, и даже открытие роли женщины в процессе размножения не сразу повлияло на эту ситуацию. Несмотря на признание равенства, оно было лишь биологическим, прилагавшимся только к матери, а не к женщине вообще. И акцент на материнстве, со всем контекстом домашней жизни, усилился еще больше вследствие широкой популярности в XIX в. академических споров по вопросу "закона матери".
[indent] Прогрессивные круги приветствовали эти теории с большим энтузиазмом. Прямая связь между частной собственностью и подчиненной ролью женщины была особенно привлекательной, и "закон матери" вошел в катехизис социалистов и первых феминисток, став общим местом в любой дискуссии о роли женщины в обществе. Но это ничего не принесло женщине, несмотря на то что "мать" поднялась почти до положения богини.
Несмотря на все это идея о том, что место женщины - в доме, не была изобретением викторианцев. Просто случилось так, что они первыми почувствовали необходимость выразить ее в словах, поскольку женщина XIX в. стояла на грани (правда, только на грани) настоящей самостоятельности, которой невозможно было бы достичь без экономической самодостаточности, реальной или потенциальной.
[indent] Трудящиеся бедняки вплоть до XX в. не заботились о "месте женщины" просто потому, что не могли позволить себе это. В их случае препятствием являлся индустриальный капитализм. Индустриальная революция разрушила давние прочные устои крестьянской семьи - систему, в которой женщина куда яснее осознавала свою собственную ценность, чем на любом другом социальном уровне: ведь она играла существенную роль в трудовой жизни своей семьи. Женщины низших классов редко обладали самостоятельностью, зато они в достаточно большой степени были свободны. Но развитие промышленности изменило эту ситуацию. Трудящаяся женщина, подобно своему мужу и детям, превратилась в наемную рабочую силу, причем низкооплачиваемую: она получала иногда меньше, а иногда - чуть больше половины того заработка, какой выручал мужчина за ту же самую работу. В середине XIX в. средний американец, работавший в текстильной промышленности, получал в неделю 1,67 доллара, а женщина - 1,05 доллара. В Англии мужчина-прядильщик зарабатывал в неделю от 14 до 22 шиллингов (иногда и больше), а женщина, работавшая на ткацком станке, - всего 5-10 шиллингов. Во Франции работник типографии мог получать два франка в день, а женщина - только один.
[indent] Дамы полусвета и ночные бабочки. Девушки, которые в XIX в. шли работать проститутками, обычно поступали так потому, что нуждались в деньгах. На одном конце шкалы находились независимые деловые женщины, которые понимали, что если у них нет собственного капитала, то обеспечить себе хорошую жизнь они могут только с помощью проституции; на другом - молодые вдовы или незамужние матери, способные заработать не очень много, но понимавшие, что, если бы они обратились за пособием по бедности, их почти наверняка бы разлучили с их детьми. Преклонение викторианцев перед материнством имело свои жесткие границы.
[indent] Между этими двумя крайностями находилось большинство: лондонские портнихи и работницы табачных фабрик Луисвилля, имевшие заработки ниже среднего и вынужденные подрабатывать, чтобы как-то прожить. Но даже при таких обстоятельствах обычно требовалось нечто большее, чтобы толкнуть этих девушек перейти грань приличия, и в ту эпоху таким толчком было сексуальное прегрешение - одного проступка было достаточно, чтобы превратить девушку в "падшую женщину".
[indent] Париж в лихорадочный период Второй империи славился блестящими куртизанками. Так называемый "полусвет", общество, примыкавшее к императорскому двору, было открыто для девушек, не принадлежавших к знатному роду, не получивших воспитания и даже не обладавших умом и красотой, подобно великим гетерам прошлого, но научившихся пользоваться своим обаянием, зачастую дерзким, но всегда чувственно привлекательным. Мадам де Помпадур столетием раньше, вероятно, сочла бы их вульгарными, но сотню лет спустя они превзошли бы звезд Голливуда. Они с легкостью находили себе покровителей среди банкиров, финансистов, офицеров и аристократов всех национальностей, которые слетались в Париж как мотыльки на огонь. Их счета оплачивали русские великие князья, турецкие паши и южноамериканские миллионеры.
[indent] Нигде больше не было такого "полусвета", как в Париже. В Лондоне встречались не менее энергичные дамы, но ни одна из них не была принята в высшем обществе; только более благоразумных куртизанок, которым удавалось поддерживать внешнюю респектабельность, могли принять в аристократических кругах, не уронив при этом ничье достоинство. Классическим примером остается Лили Лэнгтри. В Вашингтоне тоже были "женщины-лоббисты", которые находились в городе во время сессий Конгресса, а сразу после того, как законодатели оканчивали свою работу и разъезжались по домам, тоже испарялись.
[indent] В Лондоне в середине XIX в. было сравнительно немного публичных домов; жители Нью-Йорка обслуживались лучше. В 1866 г. старший офицер полиции Нью-Йорка утверждал, что в городе 621 бордель, а епископ методистской церкви Симпсон имел неосторожность заметить, что в Нью-Йорке блудниц столько же, сколько методистов. Самым выдающимся, пожалуй, был публичный дом Джозефины Вуд на Клинтон-Плейс. Девушки в этом борделе носили вечерние платья, единственным подававшимся там напитком было шампанское, дом был украшен хрустальными подсвечниками и коврами с длинным ворсом, а швейцар проверял у каждого входящего документы и пропускал только аристократов. Это заведение было совсем не похоже на "скотные дворы" Сан-Франциско, где последним достижением конца XIX в. стал великолепный новый барак на 450 комнат, заселенный исключительно нимфоманками; владельцы борделя придерживались принципа: счастливая работница - самая лучшая работница. Они хотели назвать свое заведение "Отель нимфомании", но городские власти не дали на это разрешения.

https://i.ibb.co/F8Yhn6x/dfsdfsdfsf-1.png

+1


Вы здесь » Pax Britannica » The London library » Викторианское общество


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно