досуг и развлечения
СЕЗОН БАЛОВ
[indent] Лондонский "сезон" (Season – такое важное событие, что слово писали с большой буквы) продолжался, начиная с Пасхи (значит, с апреля-мая; где-то в Сети есть пасхальные даты лет на 200, или можно по формуле Гаусса посчитать) до 12 августа, начала охотничьего сезона (в смысле, не охоты на лис с гончими, а тетеревиной охоты с ружьем).
[indent] С точки зрения девушек и их семейств сезон был для того, чтобы встретить подходящего кандидата в мужья, поэтому балы-чаи-вечера-театры каждый день и не по разу. Балы исключительно частные; чтобы девушка из знатной семьи оказалась на общественном балу - это неслыханно. Опять же исходя из центральной задачи. Предварительный скрининг: девушка в принципе не должна была даже видеть никого, кто бы ей потенциально не подходил. Да и вообще в викторианскую эпоху с сомнением относились к общественным балам. Придворные балы, конечно, не считались частными, но там-то отбор был самый жесткий.
Танцы начинаются в пол-одиннадцатого.
[indent] Существовал и "малый сезон" (Little Season) в октябре-ноябре, который совпадал с сессией парламента. Назывался "малый", потому что на него в Лондон съезжалось гораздо меньше народу из загородных имений.
[indent] Помимо этого устраивались ежегодные "тематические" балы, например бал какого-нибудь Общества или Гильдии (бакалейщиков, галантерейщиков, пивоваров, рыбоводов, газовщиков...). Туда стремились попасть, потому что их нередко открывали члены королевской семьи (на балу лорд-мэра бывала сама королева), туда приглашали министров, аристократов, прославившихся благотворительностью, в общем - они были событием в том числе и в светской жизни. Но приглашали на них, конечно, по спискам.
[indent] Приглашения как правило рассылались за две недели до мероприятия. Пригласительные билеты печатались только для крупных балов, в остальных случаях устроители бала просто ходили по друзьям и знакомым, лично приглашая их или рассылая записки. Являться на бал без приглашения считалось не приличным. Встречают гостей первыми слуги, хозяева - только внутри помещения, и важно, чтобы не произошло недоразумения - викторианцы очень не любили даже маленьких скандалов.
[indent] Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Любой бал начинался с приглашения. Приглашения были очень лаконичны, например: "Имя приглашающего просит оказать ему честь, пожаловать в маскарад (бал), сего месяца и дня 1880 года в место проведения мероприятия в ... часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.
[indent] Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.
[indent] На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
[indent] В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»
[indent] На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
[indent] Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в Лондоне проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик. Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно.
[indent] Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.
Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА БАЛУ
• Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.
• На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.
• При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).
• На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев.
• Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.
• Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.
• Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.
• Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.
• Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.
ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТАНЕЦ (АНГАЖЕМЕНТ)
• Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.
• Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.
• Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.
• На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.
• Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.
Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: "Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами - одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?".
• Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.
• Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.
• Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.
[indent] Приглашение на танец можно отклонить, если:
- танец уже обещан;
- дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
- дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
- приглашающий кавалер без перчаток.
[indent] В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танце.
ОБЕДЫ И ЧАЕПИТИЯ
[indent] Начало 19 века – время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств, в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств: большой теннис, конный спорт. Активно развивались клубы в офицерской среде. В начале 19 века центрами литературно-художественной и общественной жизни являлись литературные салоны и кружки. По своему типу и составу подразделялись на общества, имевшие устав, регламентировавший деятельность их членов. На литературных собраниях обсуждались социальные проблемы, литературные новинки, читались произведения поэтов, писателей, позже ставшие шедеврами русской и мировой литературы.
[indent] За столом. Правила общения за столом сформировались еще в 19 веке. Уже тогда существовал ряд ограничений для тем, на которые можно было беседовать за трапезой. Так, помимо религии и политики запрещалось обсуждать болезни, прислугу, отношения между полами и любые проблемы, так или иначе касавшиеся присутствующих за столом. Поддерживать общий разговор было обязательным для всех, молчание за столом не приветствовалось. Если возникала беседа с соседом, то разговаривать нужно было настолько громко, чтобы слышали все окружающие. Интересной особенностью застольного этикета того времени было табу на произнесение личных имен (особенно женских) в том случае, если беседа шла в общественном месте (например, в ресторане).
[indent] Вести разговор нужно не о британцах в общем, а конкретно об англичанах и жителях Уэльса, а разговоров о жизни королевской семьи и об Ирландии лучше избегать. Англичанам нравится обсуждать садоводство.
Нетактично затрагивать в обществе вопросы, касающиеся только вас и вашего собеседника, неприлично заговаривать на темы, понятные только вам двоим. Не в самом лучшем свете выставляет себя человек, рассказывающий грубые анекдоты и строящий из себя политикана или "друга знаменитостей". Чтобы не вызывать у собеседников неприятных ощущений и не навевать на них скуку, не стоит говорить о своих болезнях и перенесенных операциях. Если среди сидящих за столом находится врач, не следует устраивать ему докучливых расспросов. Нельзя обсуждать отсутствующих на приеме общих знакомых, а если такая ситуация все же возникла, тактично будет сменить тему.
[indent] Также недопустим обмен "понимающими" взглядами, если кто-то из присутствующих допустил какую-либо оплошность. Проявлением неуважения будет считаться обмен репликами на иностранном языке, если гость его не знает. Дело в том, что в 19 веке так вели себя хозяева при своей прислуге для того, чтобы показать свое превосходство. То есть, если вы говорите на непонятном гостю языке, вы даете ему понять, что ставите себя выше него. Если же за столом все-таки возник неприятный момент, не стоит заострять на нем внимание. Вежливое и уважительное отношение к собеседнику всегда поможет сгладить ситуацию.
[indent] Чайный этикет. В Англии Вам непременно предложат на выбор несколько сортов чая. Это - первый знак уважения, ведь вкусовые пристрастия очень индивидуальны, к тому же они сильно зависят от погоды, времени дня и просто настроения. Несмотря на то, что в английских ресторанах всегда есть подробное чайное меню, официант принесет специальную деревянную шкатулку с чаем. Держа ее в левой руке, правой рукой подающий откроет перед Вами крышку. Вы должны указать рукой на сорт чая, соответствующий Вашему вкусу и настроению в данный момент времени. Если Вы проявите нерешительность, добросовестный официант обязательно расскажет Вам о стране произрастания, особенностях характера той или иной чайной смеси. Англичане пьют чай шесть раз в день, причем каждому времени дня соответствует свой сорт чая и свои традиции чаепития. Сами англичане шутят, что легче представить Англию без Королевы, чем без чая. Но в том, что чаепитие стало в их жизни традицией, вокруг которой организуется весь рабочий день и отдых, велика заслуга именно Королевского Двора. Вот уже более ста лет день англичанина начинается с чашечки чая «Английский завтрак» - очень крепкой смеси мелкого ломаного листа «брокен» из Цейлона, Кении и Индии. Пьют его два раза - один раз в постели, другой за завтраком. Привычка к early morning cup - ранней чашечки чая до одевания и умывания - возникла из-за сырого климата Англии, знаменитого своими утренними туманами. Англичане просыпаются очень рано, в 6-7 часов утра, и чашечка крепкого тонизирующего чая просто необходима, чтобы проснуться. После того, как англичанин приведет себя в порядок, он отправляется в гостиную на завтрак. Такой завтрак не имеет ничего общего с так называемым «континентальным завтраком» с обилием сладостей, характерным для латиноамериканских колоний европейских стран. Чашечка чая «Английский завтрак» подается к утренней овсянке, рыбе или яичнице с беконом. Чай «Английский завтрак» богат кофеином, но небезопасен для желудка, особенно, если чай пьется «натощак». Поэтому такой чай обычно смешивают с молоком. Хорош он и с лимоном.
[indent] Второй завтрак - lunch - возник в эпоху правления Королевы Виктории как небольшая еда, в ходе которой мужчинам дозволялось собираться в клубах, а женщинам - дома. Ланч обычно тоже заканчивается чашечкой чая. В это время можно пить любой чай, который нравится, от чистого и глубокого высокогорного цейлонского чая до прозрачного, как бриллиант, дарджилинга. Чаще всего это - крепкий тонизирующий чай, но более ароматный и мягкий на вкус по сравнению с «завтраком». Именно таким сочетанием отличается «Английский чай №1», смесь листьев «оранж пеко» цейлонских и кенийских сортов чая. Крепкий вкус и значительное содержание кофеина смягчены почти неощутимым количеством масла бергамота, который к тому же обладает успокаивающим действием. Именно благодаря идеальному сочетанию крепости чая и мягкости вкуса, этот сорт чая относится к классу универсальных - его можно пить в любое время дня.
[indent] Обед в Англии наступает поздно, поэтому весь день изобилует короткими перерывами на чай - «tea breaks». В некоторых офисах их устраивают чуть ли не через каждый час. Традиция такова, что ни один начальник не имеет права лишить своих служащих возможности сделать перерыв на чай - подобные попытки могут привести к серьезным осложнениям в служебных отношениях. Короткий дневной чай обычно сопровождается небольшими закусками, и потому называется «low tea». Это - время «послеполуденного чая» или просто «полдника». Самый знаменитый из «полдников» - «five-o-clock» - был введен в 1840 году Герцогиней Анной Бедфордской Седьмой как «four-o-clock». Британцам предписывалось утолять голод, неизбежно возникающий в промежутке между завтраком и обедом, чашечкой чая с легкими, обычно подогретыми закусками. Уже в XX веке время этого чаепития передвинулось на час позже. Чай для «файв-о-клок» так и называется - «Английский полдник». Чай «Английский полдник» отличается особенным богатством выбора чайного листа, содержит много типсов и имеет легкий аромат бергамота, делающий беседу доброй и приятной.
[indent] Чай за обильным вечерним обедом в 19-20 часов называют «high tea», имея ввиду не количество чая, а количество еды. Вечерами домашние собираются за огромным круглым столом в гостиной у камина, обмениваются новостями политики, спорта и сплетнями из жизни коронованных особ. Вечер - время изысканного английского чая «Эрл Грей». Легенда гласит, что рецепт этого чая был получен Министром иностранных дел Британской Империи блестящим графом Чарльзом Греем у одного из китайских чиновников - «мандарина» - в результате головокружительной политической интриги. Чай «Эрл Грей» - это идеально подобранная смесь очень высококачественного черного чая с маслом тропического плода бергамота. Аромат свежезаваренного чая с бергамотом обладает волшебным свойством: когда он распространяется по дому, он создает уют и поднимает настроение.
[indent] После позднего ужина, незадолго до сна англичане могут себе позволить еще одну чашку чая. Обычно для этого выбирается чай с любимым ими вкусом, но из которого фабричным путем был удален кофеин.
[indent] Пока чай заваривается, вам подадут молоко, сахар, лимон, подогретые сэндвичи с ветчиной и сладости.
[indent] Молоко обычно добавляется в крепкие утренние сорта чая, чтобы сбалансировать действие кофеина. Традиция добавления молока в чай, вероятно, была перенесена от похожего способа употребления кофе, который был невероятно популярен среди британцев в 17-18 веках. Первые упоминания о полезных свойствах чая с молоком мы находим еще в 1660 году. Рекламное объявление, принадлежавшее Томасу Гаррауэйю, владельцу первого в истории Лондона чайного магазина, гласит: «чай, приготовленный с молоком и водой, укрепляет внутренние части». Старинная традиция предписывает наливать в чашку сперва молоко, а потом чай. Это правило возникло вследствие опасений англичан за то, что прекрасные фарфоровые чашки могут испортиться от горячего чая. К тому же, при наливании чая в молоко, обе составляющие лучше перемешиваются. Однако, это не является жестким правилом. Сторонники добавления молока в чай утверждают, что так они могут достичь лучшей пропорции, подходящей их вкусу. Так или иначе, сегодня никто не осудит вас, если вы нальете молоко в чай, а не чай в молоко. Важнее, чтобы молоко было минимальной жирности, потому что при взаимодействии с кипятком жиры образуют не очень полезные для желудка соединения. Смешивать чай со сливками нежелательно. Разумеется, молоко не сочетается ни с лимоном, ни с бергамотом. Не стоит его добавлять также в зеленый чай и китайские сорта черного чая.
[indent] Сахар стал популярен в Великобритании и ее колониях почти одновременно с чаем - в конце XVII века. Тогда он существовал в виде конусообразных кусочков, которые необходимо было измельчить, прежде чем положить в чай. На каждой кухне в те времена присутствовал целый арсенал инструментов: щипцы для сахара, нож-колун и ваза для сахара, готового к чаю. Тогда же появились и чайные ложки, которыми не только отмеряли дозу, но и размешивали сахар. В наше время к чаю подается ваза с белым рафинадом в кубиках, щипцами, которые играют скорее роль пинцета, и чайные ложки. После размешивания чайную ложку принято вынимать и класть рядом на поднос, но не на блюдце, так как англичане, поднося одной рукой чашку ко рту, другой поддерживают блюдце на 8-10 см ниже. Безусловно, Вы и только Вы решаете, класть сахар в чай или нет. Никаких ограничений на объем сахара английский этикет не накладывает.
[indent] Англичане любят чай с лимоном, хотя сами называют его «русским чаем». Действительно, свежая долька лимона хорошо сочетается с чаем, образует неповторимое сочетание подкисленного вкуса со свежим цитрусовым ароматом. Растворяясь, лимонный сок изменяет свойства чая, делает его более светлым на цвет и мягким на вкус. Дольки лимона подаются на отдельной тарелочке. Лимон не принято сочетать с бергамотом. По мнению англичанина, цитрусовый аромат бергамота в сочетании с лимоном дает эффект «масла масляного».
ПАРФОРСНАЯ ОХОТА
[indent] В Средневековье бытовала присказка о том, что лисья охота - утеха для аристократов, а для простолюдинов всегда найдется охота на зайца. Тем не менее именно английская охота на лису и по сей день сохраняет разно-перстный букет консервативных традиций, настроений и увлечений, присущих викторианской Британии. В XIX веке лисья охота стала национальным достоянием, если не истерией, ею увлекались все кому не лень - знать, буржуазия, политики, интеллигенция.
[indent] Бескрайние земли уже существенно "лысели" лесами и обрастали сетью железных дорог, однако, только завидев огромную процессию погони за лисой, даже проводники поездов останавливали локомотивы, пропуская гончих вперед. Английская парфорсная (верхом) охота травли гончими облачалась в доспехи пышности и неукоснительных правил и требовала к себе особо трепетного отношения и значительного пространства на два-три десятка миль. С той поры календарь высшего общества условно разбит на два: первый - традиционная лисья охота, охватывающая небольшой период с ноября по март, когда поля еще не засеяны, сменялся таким же коротким сезоном конных скачек в Аскоте и Эпсоме. Даже гениальный эксцентрик Оскар Уайльд не знал устали в обличении консерваторов, величая их "ловцами несъедобных" за охотничью отдушину.
[indent] Лошадей на охоте скромно называют "хантерами", являющихся помесью высокопородистых скакунов и упряжных кобыл, дающей в сумме предельную выносливость, скорость и резвость. Лошадь должна быть хорошо выдрессированной, способной преодолевать большие препятствия, например, широкие канавы, высокие изгороди, бесчисленной сетью раскинувшиеся по полям, скалистые холмы.
[indent] Зачастую конные охотники делятся на две группы; первая выбирает наиболее прямой и вероятный маршрут, включающий непредвиденные прыжки через препятствия, в то время как другая, или хиллтоперы, выбирает менее опасный, но длинный путь, исключающий холмистость. Именно английской охоте обязан своему рождению чрезвычайно опасный и красочный вид конных скачек стипл-чейз. Хотя хороший выносливый хантер проскачет без устали полдня, минуя болота и непроходимые рощи, все же в порядке вещей менять лошадей каждый день, ведь охота может растянуться на 5-6 дней.
[indent] На псарне: В Англии во все века охотились на оленей, зайцев, барсуков и лис. Соответственно, англичане прибегают к разнообразию вязких (настойчивых), нестомчивых (неутомимых), паратых (резвых) и чутьистых охотничьих собак. Лисы представляют наибольший интерес, поскольку именно на этом поприще англичане взрастили уникальную культуру, не имеющую аналогов в мире. В лисьей и заячьей охоте чаще прибегают к своре чутьистых гончих, большей частью к фоксхаун-дам (на лис, оленей, выдр и норок), грейхаундам и биглям (на зайца).
[indent] Охотники носят с собой горн, чтобы поддерживать связь с гончими, выжлятниками и сопровождающими. На выжлятников возложена особая миссия контроля за стаей, время от времени наставляя отбившуюся гончую на путь истинный. Многие охотники не чураются и егерей, обучающих терьеров, поскольку они достаточно малы, чтобы преследовать притаившихся лис в узких земных ходах. Особенно популярна была в XIX веке легендарная свора "твердолобых" скотч-терьеров герцога Дум-бардского, своим бесстрашием обращавшая в бегство любое животное.
[indent] За непродолжительный прохладный сезон участники охоты примеряют наряды разных цветов в соответствии с профессиональным достоинством. Тем не менее охотники непреных панталонах, черных лакированных ботфортах с отворотами и шпорами, черных жокейских кепи из бархата. В руках у охотника всегда арапник и поводья коня (и никакого оружия).
[indent] В кожаные чехлы седла кладут медную трубу (горн). Если говорить о лошади, то в сбрую включены английское седло, уздечка с мундштуком, на ноги прикреплены ногавки, надежно защищающие от колючих кустов. Помимо всего прочего, весомое значение имеет количество пуговиц на френче; так, пикер носит френч с четырьмя медными пуговицами, тогда как охотники и прочий персонал - с пятью. Следующее различие пролегло между профи и любителями: профессионалы носят кепи тесьмой вниз, а любители и зрители тесьмой вверх.
[indent] Почитается за высочайшую честь быть лично награжденным из рук пикера охотничьей пуговицей, повышающей тебя в классе до полноценного охотника в "пинке", а если вы - прекрасная дама, - то с воротничком с изображением охотничьего гребня на нем. Обычно за несколько часов до начала охоты в определенное место привозят лису, предварительно затыкая все соседние норы: после ее выпускают.
[indent] Внешний вид преимущественно для мужчин: персонал охоты и все охотники обязательно одеты в красный фрак, черную бархатную жокейскую фуражку, белые лосиные панталоны (узкие рейтузы) и высокие лакированные ботфорты с отворотами и с гремящими шпорами. В руках находится арапник или стек, а в чушках (кожаных чехлах) седла - небольшая прямая медная труба. В эту трубу с пронзительным и весьма неприятным звуком изредка трубят для отставших или для сбора. В сбрую входят английское седло и уздечка с мундштуком, а на ноги лошади надеты кожаные ногавки, защищающие ноги от колена до бабки от обдирания о колючки и кусты при скачке.
[indent] Внешний вид для дам: черных, серых и синих амазонках (длинных платьях особого покроя для езды верхом в дамском седле) с длинными вуалями на цилиндрических шляпах.
ПРОТОКОЛ ЛИСЬЕЙ ОХОТЫ
1. За два часа до начала охоты в назначенное место привозят подсадную лисицу.
2. В известный утренний час к определенному пункту сбора, в одном-двух километрах от места выпуска зверя, собираются охотники, приглашенные.
3. Распорядитель, выслушивает рапорт пикера и садится на лошадь.
4. Охота трогается и медленно движется к месту выпуска зверя в следующем порядке: пикер во главе стаи спущенных гончих, выжлятники, наблюдающие за стаей сзади и сбоку, подгоняющие отставших и сбивающие собак в кучу, владельцы стаи, их гости верхом, зрители в ландо и других экипажах, зрители конные и пешие.
5. В ближайших от места выпуска зверя кустах или в лесу набрасывают гончих. Как правило, не позднее чем через четверть часа гончие натекают на лисий след. Раздается лай собаки, первой напавшей на свежий след, стая подваливает к ней, и все собаки с голосом мчатся по следу зверя. Пока дичь кружит и не выходит из леса или кустарника, охотники разъезжаются по опушке.
6. Как только стая выгонит лисицу из леса, начинается бешеная скачка во главе с пикеpом за собаками, причем охотники, рассыпаясь по полю, стремятся быть как можно ближе к собакам или к зверю.
7. Присутствовать при конце лисицы и составляет цель сумасшедшей скачки. Тут охотник, который подоспел к финалу травли первым после пикера и успел вырвать из зубов пса хоть клочок лисьей шкуры, становится героем дня и царем охоты. Он получает право приколоть к своей жокейской фуражке серебряную булавку, а вечером за обедом провозгласить тост за здоровье королевы. Количество этих булавок свидетельствует об охотничьих доблестях джентльмена. Когда дичь удается отбить от собак, они получают голову, внутренности или пазанки.
8. Чаще, однако, гонимая лисица, поводив за собой часа два всю охотничью кавалькаду, уходит в первую попавшуюся нору или переплывает речку либо пруд, преодолеть которые верхом оказывается невозможным. В этих случаях отзывают собак и печально возвращаются домой. Весьма редко случается взять больше одного зверя, даже и тогда, когда лисица местная, а не подсадная. Об этих случаях долго потом вспоминают.
[indent] Парфорсная охота в Англии подразделяется на классы, определяемые степенью пересеченности района охоты, родом дичи, достоинством собак и лошадей. Выше описана первоклассная охота. Ее участники превосходно подготовлены к скачке и имеют по 5-6 лошадей, так как после каждого дня охоты лошадь нуждается в 3-4 днях отдыха. Подготовка лошади и всадника требует 3-4 месяца специального тренинга. Охота низшего класса доступна всякому, имеющему хотя бы упряжную лошадь, способную скакать под седлом. Стая в этом случае составляется из менее чутьистых и паратых гончих, в качестве дичи используется заяц, ездок меньше подготовлен, а местность выбирается более ровная.
[indent] В XIX веке парфорсная охота в Англии, особенно на лисиц, стала национальным видом спорта. Содержание множества собак, лошадей и наездников стоило немалых денег и давало работу и доход тысячам фермеров и других жителей страны. Во время открытия охотничьего сезона приостанавливалось обычное течение дел, пустел парламент, Почти все политические знаменитости Англии были страстными охотниками.
[indent] Парфорсная охота является серьезным испытанием для верховой лошади, развивает у всадников смелость, решительность, находчивость, воспитывает умение быстро ориентироваться в обстановке и точно рассчитывать силы лошади.
КЛУБЫ ДЛЯ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ
[indent] Что такое английский клуб? Это были комфортабельные убежища для мужчин, предоставлявшие все удобства хорошо налаженного дома без каких-либо обязанностей, кроме оплаты ежегодного членства. Так описывается настоящий английский клуб Лайзой Пикард. Мы же можем сказать, что клуб, он же джентльменский клуб, английский клуб, - это «собрание приятных собеседников в определенных условиях», как определяют его сами англичане.
[indent] Чем же занимались господа в этих клубах? Здесь зарождались памфлеты и газетные новости, здесь спорили критики, обсуждались последние оперные новинки, политические пасквили, придворные скандалы и еретические проповеди. От чайной оставался только один шаг до клуба, с его более интимной и размеренной обстановкой, особенно подходящей для деятельных и общительных новичков, которым непросто привлечь к себе внимание в обезличенной толпе большого города. Английский клуб в течение долгого времени упорядочивал общество, укрепляя уверенность в себе и мужскую солидарность в зыбкой, неустойчивой среде постоянного рыночного соперничества, перенасыщенной неженатой профессиональной молодежью и закоренелыми холостяками, а также мужьями, которым не сидится дома.
[indent] Из вышесказанного легко представить, кто же обычно жил в таких клубах (да, да, именно жил, ведь с некоторый стороны клубы походили на пансионы). Чаще всего это были неженатые мужчины, военные в отставке и другие, некоторые женатые джентльмены приходили только на собрание клуба. Если мужчине хотелось поговорить, он мог найти близких по духу собеседников; если нет, спокойно читать в превосходно составленной библиотеке без необходимости быть вовлеченным в болтовню, которой одолевают дома.
[indent] Вот некоторые выдержки о клубе как пансионе для "благородных мужчин":
«Обеды хороши и дешевы в сравнении с грабительскими ценами в лондонских отелях... Их стоимость составляла 5 шиллингов, тогда как в любом отеле пришлось бы заплатить по меньшей мере вчетверо дороже» (из дневников)
«В каждой спальне имелась ниша с бассейном из белого мрамора, куда в любое время из двух кранов подавалась горячая и холодная вода» (фактически, это была роскошь!)
«Хорошо обученный персонал, всегда готовый привести в порядок одежду и оказать парикмахерские услуги».
[indent] Все это – описание клуба "Реформ", созданном в 1836 году членами радикальной партии и с 1841-го занимавшем великолепное здание.
[indent] Далее по Пэлл-Мэлл находится "Атенеум", основанный в 1824 году, где вели беседы епископы и ученые. Здание этого клуба спроектировано Десимусом Бартоном. Красивый фриз над большими окнами, который периодически красят в голубой и белый цвета, представляет собой воссозданный фриз Парфенона (откуда лорд Элджин привез фрагменты, размещенные в Британском музее как "мраморная коллекция Элджина").
[indent] Клуб "Карлтон" в ансамбле Карлтон-хаус-террас предназначался для консерваторов, или тори, в то время как клуб "Реформ" — для более либерально настроенных людей.
[indent] Клуб "Гаррик", названный по имени знаменитого актера Вида Гаррика, был основан в 1831 году актерами, писателям, художниками и деятелями искусства. "Любитель античной драмы мог с пользой для себя провести пару часов, разглядывая огромное сборище людей театра", если он имел доступ как член клуба (опять же из дневников).
[indent] Клуб "Будлз" на Сент-Джеймс-стрит появился в 1762 году и существует поныне. Вы можете узнать его по красивым веерным окнам на первом этаже. Клуб "Уайтс», расположенный также на Сент-Джеймс-стрит, — один из старейших лондонских клубов — ведет свою историю с 1693 г. В те давние времена он был известен, как место, где процветали азартные игры, но в девятнадцатом столетии стал главным образом клубом для очень состоятельных людей, включая и принца Уэльского.